Маленький Пушкин, будущий поэт, родился в четверг 26 мая (по юлианскому календарю, - а тогда в России другого и не было).
Но поскольку он родился вечером, то при крещении, которое произошло только 8 июня, в Богоявленской церкви в Елохове была сделана вот такая запись:
- “Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора ивана васильева скварцова у жилца ево моэора сергия лвовича пушкина родился сын александр крещен июня 8 дня восприемник граф артемий иванович воронцов кума мать означеннаго пушкина вдова олга васильевна Пушкина”. *
Так было принято в православной церкви давно, и обычай этот зело древний: если солнце зашло, то и день закончился. И в качестве правила было установлено считать, что с шести часов вечера начинается следующий день (хотя наступает как раз ночь, а собственно день, как светлое время суток, начнётся лишь с восходом солнца...)
А с отсчётом дня от полуночи зато никто уж не спорит... Ну разве что с часовым поясом еще нужно слегка напрягаться, вдобавок.
Но сам-то Пушкин всё равно связывал своё появление на свет с праздником Вознесения Господня, а праздник этот в 1799 году приходился именно на 26 мая, - поскольку Пасха была в тот год 17 апреля.
И ведь не только Пушкин один жил по церковному, юлианскому календарю, но и вся Россия тоже! а Пасха, как известно, в разные годы празднуется по-разному, на этот счёт есть специальные правила расчёта Пасхалий, - поэтому и праздник Вознесения Господня может перемещаться по календарю. Но самого-то Пушкина всё это отнюдь не смущало, он так и продолжал вспоминать про этот свой первый день рождения, который пришёлся в точности на Вознесение Господне. И вовсе не из-за какой-то своей собственной страсти к "величанию себя" - не сравнить с некоторыми не будем показывать пальцем непростыми людьми современности.
В этом году оно приходится на 13 июня, но вряд ли кто-нибудь в РФ... Впрочем, у нас государство светское, и календарь у нас другой, более точный (в астрономич.смысле).
К тому же, у нас 12 июня, как водится, - день рождения Джорджа Буша старшего молодой (обновленной, возрожденной, восстановленной, оттяпанной одним куском при помощи всеблагаго Бориса Николаевича Е.) - РОССИИ!
Но дело даже в другом: почему-то никто не вспоминает, что будущий великий русский поэт Пушкин вплоть до 8 июня 1799 года пребывал вообще без имени.
Ну конечно его как-то "называли", но только в семейном кругу, скорее всего, т.е. "по-домашнему". И почти две седмицы подбирали (выбирали) имя для новорожденного младенца Пушкина свет Сергеевича.. Но "записали" его только при крещении!
А у нас принято отмечать, причём вполне официально, что Александр Сергеевич Пушкин родился уже с этим готовым именем "Александр"
Но это же, господа, как есть полнейший безрассудок.
Он был наречён Александром только при крещении, а оно произошло 8 июня по церковному календарю, - на третий день после праздника Святой Троицы, т.е. в среду ( в том году - 5 июня, в этом - 23 июня)
Почти тринадцать суток будущий поэт никаким именем вообще никак не назывался, причём вполне "официально"! а задним числом - не считается.
А у нас на третий день после праздника Святой Троицы обычно возникают какие-то совсем иные ассоциации. Ведь с этим Пушкинским днём у нас весьма строго: зафиксировано в законе, что он должен быть 6 июня, - значит, по-другому никак считать неможно, потому что это будет считаться... а как именно, я даже не стану предполагать.
--------------------------------
* Орфография конечно странная, но не тащить же сюда ещё и отсканированную копию той записи. Которую, к тому же, не так просто даже найти.
--------------------------------
Более ранние исследования всех этих тонкостей появления на свет маленького Пушкина можно найти в Сети. Главное, чтобы с подписями были, вот как
здесь или
здесь Но вот какая интересная деталь тогдашнего житья-бытья бросилась нынче мне в глаза: в Москве воду добывали прямиком из реки. и никаких очистных сооружений не было и в помине:
-
А в целом Москва той поры представляла собой огромную деревню с неширокими, тихими улочками и переулками, на которых располагались стоявшие рядом усадьбы с одноэтажными или двухэтажными особняками. По этим улицам, грязным, неосвещённым и редко где мощённым, разъезжали кареты, коляски, одноколки знати, тарантасы мещан, купеческие дрожки. Пушкину было пять лет, когда в Москве появился первый водопровод. И теперь воду в дом стали возить в бочках на лошадях уже не из реки, а из фонтана в центре города - очевидные плоды цивилизации.
И о судьбе церкви «Богоявления, что в Елохове». Считается, что она была разобрана в год смерти поэта, в 1837-м. В действительности прежняя церковь вошла в массив более внушительного по своим размерам нового храма. Если взглянуть на нынешний собор, можно увидеть, что старая пушкинская церковь с традиционным для своего времени куполом-восьмериком сохранилась между новой колокольней и новым же грандиозным пятикупольным храмом. Так что Богоявленский храм, бывший до недавнего времени главным, патриаршим храмом России, - и есть тот, в котором крестили первого её поэта. ---------------------------
Видимо, это у меня про воду навеяно местными нашими достижениями: и очистные вроде есть, и тарифы будь здоров отнюдь не снижают, а вода...
В общем, в нашем кране таки вода! ну не ослиная же моча, в самом деле. И не вотка. Жыть таки можно, если не собираешься тут же помирать от таких подобных мелочей.
А зато храмов новых сколько нынче в РФ! правда, больше в городах, но там и народу больше. У нас-то пока только старообрядцы строют себе новые храмы, а вот никониане как-то отстают пока. А так-то всё путём, и скрепы, и духовность. Всё самое лучшее в мире - это у нас.
Только вот с Пушкиными как-то у нас таки напряжонно, в обновлённой-то РОССИИ. Не рождаются что ли совсем, на Вознесение Господне.