Накануне 5 марта, среди бурнного потока художественной правды сомнительного качества, нахлынувшего как обычно ему положено с наступлением весны, невзначай наткнулся на такое вот лаконичное, но печальное описание (копирайты оформлены автором на всё пространное эссе, а я только кусочек отщипну, без претензий на какую-то там приватизацию) :
- Умерла она 13 августа 1969 года от инсульта. Врачом скорой помощи, приехавшей к ней, оказался внук Сталина. Он случайно обмолвился об этом, и Аделина категорически отказалась принимать от него помощь.
Пока ехала другая бригада, она попросила сына почитать ей Брюсова - из последней книги, и тихо-тихо слушала. Когда вторая бригада приехала, оказалось, что Аделина уже умерла. -------------------------------
Из того, что автор этого краткого описания сообщает сам о себе, становится ясно, что у него-то как раз вполне железное алиби: он был в тот год совсем в другом месте, и ничего из описанного видеть не мог просто физически, а свой текст писал гораздо позже, и по разсказам сведущих людей. А вот к загадочному внуку Сталина, которого, несомненно, следует отнести к подозреваемым лицам, вопросов может быть много, - как и к диспетчеру скорой помощи, принимавшему первый, неудачный вызов. Потому что они могли безответственно отнестись к организации собственных разговоров. Пострадавшую можно смело исключить из подозреваемых, это же очевидно. Разве станет нормальный человек, пусть даже и в преклонном возрасте и в предыинсультном состоянии, создавать для самого себя дополнительные трудности? Сына тоже можно исключить, он ухаживал за потерпевшей как мог. Брюсова например читал. Двери открывал и закрывал. Беседовал, и вообще.
Но ведь в тот печальный день к сему печальному событию могли быть причастны и другие лица, - прямо или косвенно все они работали в системе, которая кем-то была когда-то именно так и налажена, но не доведена до совершенства, и потому-то сработали все эти люди именно так, а не иначе.
Вообще-то создаётся такое впечатление, что автор описания ненавязчиво подводит читателя к единственно верному выводу, хотя и не "артикулирует" его прямо и однозначно: - это Сталин виноват! и хотя оный Сталин к 13 августа-1969 - уже семнадцатый год лежит у кремлёвских стен, но справедливость такого вывода просто сочится из всего блестящего эссе, посвящённого очередной "поэтической поверке" тех, кто пострадал от тирана.
Однако мне почему-то вспоминается в этой связи одна "восточная рифма", и она весьма подходит вот к этим роковым словам, записанным добросовестным историком: - "категорически отказалась принимать от него помощь" [правила восточной поэзии весьма тонки да изысканны]Но скорее всего, это моё "рифмование" связано с тем, что приближается весёлый праздник Пурим, и вот-вот настанет время читать Свиток Эстер. А в этом Свитке, в самом конце, трижды делается вот какой рефрен: - ...а на грабеж не простерли руки своей. Благодаря такому ритмическому приёму, весьма распространённому на тонком Востоке, читающий и слушающий должен ещё больше укрепляться в уверенности, что благородство победителей не должно никоим образом оскверняться присвоением имущества побеждённых. И это следует из принципа вполне очевидной моральной неэквивалентности: поскольку победитель всегда выше побеждённого, то никак не может пятнать себя присвоением того, чем владел низкий, поверженный противник. - (1) В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению царя и указу его, в день, когда враги Йеудеев надеялись одолеть их, а обернулось оно так, что сами Йеудеи одолели недругов своих, (2) Собрались Йеудеи в городах своих, во всех областях царя Ахашвэйроша, чтобы наложить руку на тех, кто желал им зла; и никто не устоял против них, ибо страх пред ними охватил все народы. (3) И все правители областей, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел царских поддерживали Йеудеев, ибо охватил их страх перед Мордохаем, (4) Потому что был Мордохай велик в доме царском, и слух о нем прошел по всем областям, так как этот человек, Мордохай, становился все более влиятельным. (5) И перебили Йеудеи всех врагов своих ударом меча, убивая и истребляя, и поступая с недругами своими по воле своей. 6) И в крепости Шушан погубили Йеудеи, убив, пятьсот человек. (7) И Паршандату, и Далфона, и Аспату, (8) И Порату, и Адалью, и Аридату, (9) И Пармашту, и Арисая, и Аридая, и Вайзату (10) - Десятерых сыновей Амана, сына Аммдаты, врага Йеудеев, убили они, а на грабеж не простерли руки своей. 11) В тот же день донесли царю о числе убитых в крепости Шушан. (12) И сказал царь царице Эстэйр: в крепости Шушан погубили Йеудеи, убив, пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в остальных областях царских!.. (Скажи,) что же за желание у тебя? И будет оно исполнено. И о чем еще просишь ты? И будет это выполнено. (13) И сказала Эстэйр: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Йеудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве. (14) И сказал царь, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана. (15) Также и в четырнадцатый день месяца Адара собрались Йеудеи, которые в Шушане, и убили в Шушане триста человек, а на грабеж не простерли руки своей. (16) И остальные Йеудеи, которые в областях царских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч (человек), а на грабеж не простерли руки своей. ---------------------------- Из этого символического описания победы царицы Эстэйр следует, что только "в крепости Шушан" за два дня она победила 810 врагов, а все остальные Йеудеи, которые в областях царских, за один только 14-ый день месяца Адара - те победили гораздо эффективнее, 75 тысяч (человек) из врагов. Про членов семей врагов ничего не говорится. Но... сколько же всего было самих Йеудеев-победителей, на тот момент? Или они действовали одним компактным, весьма боевитым, но немногочисленным отрядом, и просто очень быстро перемещались от врага к врагу, в областях царских? По крайней мере имена двух известны, это царица Эстэйр и её дядюшка Мордохай. А остальные кто?