Уильям Гильберт против пустословия

Jan 28, 2024 02:42

  В начале своего замечательного труда о свойствах магнита английский врач конца XVI века Уильям Гилберт делает своего рода "литературный обзор", в котором весьма саркастически описывает приёмы различных философов, доходящие до вульгарного пустословия,  -когда они рассуждают о вещах чисто "умозрительно",  не снисходя даже не то что до изучения природы этих вещей, а хотя бы до проверки их проявлений на практике,  т.е.не доводя свой "интерес" до стадии проверки своих "высоких" предположений  столь низменным способом,  как "грубый эксперимент" -   понятие "ползучий эмпиризм"  среди подобных "теоретиков" появилось позже,  а в те давние времена выражались люди ещё не столь изысканно,  как современные учёные, но тоже довольно красочно...
  Перевод латинского языка,  на котором и написано это сочинение У.Гильберта,  -  английский тогда ещё не был "языком науки"  -    выполнен переводчиком с большим искусством и вкусом.  В наши "оцифрованные" времена...  в общем, полистать (с некоторой грустью) оригинальное издание можно на многих ресурсах, например здесь:  https://reallib.org/reader?file=334144&pg=4
  Но об истории этого замечательного перевода нужно делать отдельную запись.
КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА I
Сочинения древних и новых писателей о магните, некоторые разрозненные упоминания, различные мнения и пустословие

В прежние времена, когда философия, еще грубая и неразработанная, пребывала во мраке заблуждений и невежества, были подмечены и познаны лишь немногие свойства и особенности вещей; лес деревьев и травы оставались дикими, добывание металла не было известно, познание камней было в пренебрежении. Но благодаря талантам и трудам множества людей были сделаны и переданы другим некоторые открытия, важные для удовлетворения потребностей и для поддержания здоровья людей, и вместе с тем разум и опыт внушили еще большие надежды, - и вот началось обследование и обыскивание всего - лесов, полей, гор и труднодоступных мест, морей, вод, глубин и внутренних частей тела Земли. Наконец, повидимому, плавильщики железа или рудокопы в добрый час нашли в железных жилах магнитный камень. В руках у металлистов он быстро обнаруживал свою мощную и сильную способность притягивать железо, - это свое свойство, не затаенное и скрытое, но легко всеми замечаемое, превознесенное и осыпанное множеством похвал. Выйдя на свет, точно из мрака и глубоких темниц, он был прославлен людьми за свою мощную и поразительную способность притягивать железо.

Многие древние философы и врачи кратко говорили о нем как бы только для того, чтобы воздать ему дань уважения, например, Платон в «Ионе», Аристотель только в первой книге «О душе», Феофраст Лесбосский, Диоскорид, Г. Плиний Секунд, Юлий Солин. Они передают только то, что магнит притягивает железо, все же прочие его свойства не были известны.

Но для того, чтобы рассказ о магните не оказался голым и слишком кратким, к этому особенному и единственно известному его действию было присоединено множество ложного, которое в прежние времена не менее, чем в новое время, распространялось с помощью неграмотных дилетантов и копиистов и принималось на веру людьми: например, если магнит натереть чесноком или положить вблизи него бриллианты, то он не будет притягивать железо.
   Сказки этого сорта встречаются у Плиния, и в птолемеевском «Четырехчастии» (Quadripartitum).
   Такого рода заблуждения настойчиво распространялись и продолжали увеличиваться (как сорная трава после дождя), и дошли до наших дней через писания множества людей, которые наполняют тома грузом собственных измышлений, пишут и копируют страницу за страницей, посвящая их предмету, о котором они сами почти ничего не знают из собственного опыта.

Даже сам Георгий Агрикола, имеющий большие заслуги перед наукой, вплел, доверившись чужим сочинениям, в свои книги о природе ископаемых подобные сказки о магните, как будто это истинная история.
   Гален увидел в девятой книге «О свойствах простых лекарств» его лечебную силу, а в первой книге «О естественных свойствах» - его естественную способность притягивать железо, но, как и до него Диоскорид, он не изучил этих явлений и не искал дальше.
   Маттиол, его истолкователь, повторяет сказку о чесноке и алмазе; он приводит также рассказ о часовне Магомета со сводом из магнитов и пишет, что это необычное явление (железный сундук, висящий в воздухе) поражает толпу, как некое божественное чудо, но путешественники убеждаются в том, что это ложь.
   Плиний, однако, сообщает, что архитектор Хинократ начал делать свод храма Арсинои в Александрии из магнитного камня для того, чтобы изображение Арсинои, сделанное из железа, казалось висящим в воздухе; этому помешала смерть и его самого и Птолемея, который приказал сделать это для своей сестры.

О причинах притяжения железа древние авторы написали мало; кое-что, мимоходом, написал Лукреций и другие, некоторые же лишь слегка и скупо упоминают о притяжении железа.
  Кардан порицает всех их за то, что в столь славном вопросе, на столь обширном поле для философствования они выказали себя такими нерадивыми и беспечными, не обнаружили более широкого знания и не дали более разработанной философии. Однако же и сам он в своих столь объемистых томах не передал потомству по этому вопросу ничего такого, что было бы достойно философа, а лишь некоторые сведения, взятые и списанные у других авторов или неудачно придуманные.

Некоторые из более новых писателей объясняют только действие магнита в области медицины, как-то Антоний Муза Бразевол, Баптист Монтан, португалец Амат, как до них - Орибазий 13 - «О свойствах металлических тел», Этий Амидем, Авиценна, Серапион Мавретанский, Гали Аббас, Сантес из Ардоний, Петр Аппонский, Марцелл, Арнальд. Лишь в очень кратких словах упоминают о магните француз Марбодей, Альберт, Матвей Сильватик, Гермолай Барбар, Камилл Леонгард, Корнелий Агриппа, Фаллопий, Иоанн Лангий, кардинал Кузанский, Ганнибал Розетий Калабрийский. У всех он рассмотрен очень небрежно: они лишь пересказывают чужие выдумки и бредни.
  Маттиол сравнивает притягательные силы магнита, проходящие по кускам железа, с вредоносным действием электрического ската, яд которого проходит по телам и незаметно ползет вперед.
  Вильгельм Путеанский кратко и учено рассуждает о магните в разделе о слабительных лекарствах.
  Фома Эраст, совершенно не зная природы магнита, основывает на магните свои слабые доводы против Парацельза.
  Георгий Агрикола, как и другие, писавшие о металлах, только упоминает о магните.
  Александр Афродизийский в своих «Проблемах» считает вопрос о магните необъяснимым.
  Лукреций Кар, поэт эпикурейской школы, полагает, что притяжение происходит потому, что подобно тому, как из всех вещей истекают мельчайшие тела, так и из железа истекают атомы в промежуточное между железом и магнитом пространство, освобожденное от семян магнита; когда атомы начинают течь к магниту, за ними следует железо скученными тельцами.
  Нечто подобное, заимствованное у Плутарха, содержится у Иоанна Костея.
  Фома Аквинат в 7-й книге «Физики», сообщая кое-что о магните, неплохо описывает его природу; благодаря своему божественному и проницательному уму он дал бы очень много, если бы производил опыты с магнитом.
  Платон думает, что свойство магнита - божественное.

После того как триста или четыреста лет тому назад люди обнаружили движение магнита к северу и югу, многие ученые - каждый в соответствии со своим дарованием - делали попытки возвеличить это столь замечательное и нужное для удовлетворения человеческих потребностей свойство - либо изъявлением своего восхищения и похвалами, либо какими-нибудь слабыми рассуждениями. Очень многие из новых писателей старались объяснить причину этого движения и направленности на север и юг, понять столь великое чудо природы и открыть его другим. Однако труд их пропал даром, так как, не умея подходить к явлениям природы, не проделывая опытов с магнитом, они только из книг и обманутые ложными физическими учениями усваивали некоторые порожденные пустым мнением слабые рассуждения и по-бабьи бредили о том, чего нет.
  Марсилий Фицин пережевывает старые мнения и ищет причину для объяснения направленности магнита в созвездии Медведицы на небе: будто в магнитном камне преобладает и переносится на железо свойство Медведицы.
  Парацельз утверждал, что существуют звезды, которые, обладая мощью магнита, притягивают к себе железо.
  Левин Лемний описывает и хвалит компас и - на основании некоторых соображений - доказывает его древность; скрытого же чуда он, вопреки своему обещанию, не разъясняет.

Говорят, жители г. Амальфи в Неаполитанском королевстве раньше всех построили морской компас. По рассказу Флавия Блонда, - это не пустое хвастовство амальфийцев: их научил один гражданин, Иоанн Гойя, в 1300 году по рождестве Христовом. Этот город находится в Неаполитанском королевстве, неподалеку от Салерно, у мыса Минервы; этим герцогством Карл V одарил великого адмирала Андрея Дориа за его выдающееся усердие.
  Известно, что. никогда никакие изобретения человеческого искусства не приносили большей пользы человеческому роду, чем этот компас. Однако на основании старинных сочинений и некоторых доводов и предложений кое-кто полагает, что он был раньше изобретен и применен в мореходном искусстве другими. Знакомство с морским компасом было, невидимому, принесено в Италию Павлом Венецианским, который около 1260 года научился у китайцев обращению с компасом. Однако я не хотел бы лишать амальфийцев столь великой чести, ввиду того что на Средиземном море компас в его обыкновенном виде впервые стали изготовлять они.
  Горопий приписывает изобретение его кимврам или тевтонам на том основании, что названия тридцати двух ветров, написанные на компасе, произносятся всеми капитанами кораблей - будь они французы, англичане или испанцы - по-немецки.  Однако итальянцы пишут их на своем собственном языке.

Некоторые думают, что еврейский царь Соломон знал морской компас и показал употребление его своим капитанам для их больших плаваний, когда они привезли такую огромную массу золота из западной Индии. Поэтому Арий Мантан настаивает на том, что область Перу, изобилующая золотом, получила свое название от еврейского слова Парваим. Более правдоподобно, однако, что золото привозилось с берегов нижней Эфиопии, как говорят некоторые - из области Кефала. Вышеуказанное же мнение, повидимому, неправильно, так как финикийцы, соседи Иудеи, самый опытный в мореплавании народ древних веков (талантами, трудами и советами которого пользовался Соломон как в других своих делах, так и при постройке судов и снаряжении самих экспедиций), не знали той помощи, которую оказывает магнит, то есть искусства изготовления морского компаса. Если бы последний был у них в употреблении, то и греки, и италийцы, и варвары - все освоили бы этот столь необходимый и полезный всем предмет, и никогда не погибло бы от забвения то, что приобрело известность, что легко постичь, в чем есть очень большая потребность: либо знание передавалось бы потомкам из рук в руки, либо какой-нибудь след его остался бы в произведениях письменности.
  Себастиан Каботт первый открыл, что магнитное железо подвержено вариации.
  Гонзалес Овиедо первый пишет в своей истории о том, что на меридиане Азорских островов железо не подвержено вариации.
  Фернелий в книге о скрытых причинах вещей говорит, что в магните есть скрытая и тайная причина, а в другом месте - небесная.  Таким образом, он производит на свет неизвестное с помощью еще более неизвестного: беспомощны, бесплодны, неумны эти поиски скрытых причин.
  Остроумный Фракасторий, выдающийся философ, ищет причину направленности магнита и придумывает Гиперборейские магнитные горы, привлекающие к себе намагниченные куски железа. Этому мнению, принятому так или иначе и другими, следуют многие как в своих сочинениях, так и в географических таблицах, морских картах и описаниях Земли, бредя магнитными полюсами и огромными скалами, отличными от полюсов Земли.

Имеется вышедший за двести с лишним лет до Фракастория небольшой труд, помеченный именем некоего Петра Перегрина, по своему времени довольно ученый; некоторые полагают, что в своих мнениях он зависит от англичанина Рожера Бэкона из Оксфорда. В этой книге автор ищет основания для направленности магнита в полюсах неба и в самом небе.
  Из этого Петра Перегрина Иоанн Тайснер из Ганнонии сделал извлечение в виде книжки и опубликовал последнюю как нечто новое.
  Кардан выдвигает восход звезды в хвосте Медведицы и причину вариации полагает в этом восходе, считая вариацию всегда определенной в зависимости от восхода звезды. Однако различие в вариации и изменения последней во многих местах (в южных местах даже неправильные) исключают особенное господство звезды, восходящей на севере.
  Коимбрская коллегия ищет причину в некоторой части неба близ полюса.
  Скалигер в XXXI «Упражнений против Кардана» вводит неизвестную для него самого причину и нигде не обнаруженные земные магниты не в тех Сидеритских горах, но от той силы, которая их произвела, именно - от стороны неба, находящейся над этой северной точкой. Это свое мнение знаменитый ученый муж разукрашивает множеством слов, а в конце увенчивает множеством остроумных высказываний, но соображения его не очень остроумны.
  Мартин Кортезий полагает, что место притяжения находится за полюсами и за подвижными небесами.
  Некий француз Бессард с неменьшим пустословием отмечает полюс зодиака.
  Яков Севертий Парижский среди того немногого, что он приводит, придумывает новые заблуждения о разной направленности магнитов в разных странах, даже о восточных и западных частях магнита.
  Англичанин Роберт Норман полагает, что существует соответственная, а не притягательная точка и место; магнитное железо пристает к ней не потому, чтобы она привлекала его к себе.
  Франциск Мавролик рассматривает небольшое количество проблем о магните и, приводя одновременно общеизвестные чужие мнения, уверяет, что вариация происходит под влиянием некоего магнитного острова, о котором упоминает Олаф Великий.
  Иосиф Коста, совершенно не знакомый с магнитом, тем не менее сыплет праздными словами по поводу магнита.
  Ливий Санут в своей «Географии», написанной по-итальянски, много рассуждает о первом магнитном меридиане, о магнитных полюсах: находятся ли они на небе или на земле, а также о приборе для определения долготы, но, не поняв природы магнита, он - при всей своей превосходной осведомленности - оперирует одними лишь заблуждениями и напускает туман.
  Фортуний Аффайтат довольно неискусно философствует о притяжении железа и о свойстве поворачиваться к полюсам.
  В самое последнее время Баптист Порта, не вульгарный философ, наполнил седьмую книгу своей «Естественной магии» чудесами магнита; однако о магнитных движениях он знает мало или мало их видел; кое-что относительно явных сил - либо усвоенное им от уважаемого учителя Павла Венецианского, либо добытое его собственным усердием - придумано и подмечено не очень удачно.  Все это наполнено совершенно неверными опытами, как будет показано в своем месте. Все же я считаю его достойным многих похвал за то, что он занялся столь крупным вопросом (как и множеством других вопросов) с достаточным успехом и немалой пользой и подал повод к дальнейшим исследованиям.

Все эти люди, философствовавшие до нас, философствовали по поводу притяжения, пользуясь небольшим числом смутных и неясных опытов,  -   и рассуждениями, основанными на допущении скрытых причин вещей. Причины направленности магнита они искали в частях неба, полюсах, светилах, звездах или в горах и скалах, в пустоте, атомах, притягательных или соответственных местах вне неба и в некоторых других такого же рода недоказуемых парадоксах. Они глубоко ошибаются и блуждают, как слепые.

Мы не ставим себе целью опровергать доводами эти их заблуждения и лишенные силы рассуждения, а также прочие многочисленные сказки и суеверия о магните, созданные обманщиками или слагателями сказок, например -
  - высказанное Франциском Руком подозрение по поводу магнита, не создан ли он коварно злыми демонами.
  Или - будто, если положить его под голову спящей женщины так, чтобы она об этом не знала, он сбрасывает с постели прелюбодейку.
  Или - будто магнит своим дымом и чадом приносит пользу ворам, как будто этот камень возник ради воровства.
  Или - будто он открывает запоры и замки, как об этом бредит Серапион.
  Или - будто железо, притянутое магнитом и положенное на весы, ничего не прибавляет к весу магнита, как если бы тяжесть железа поглощалась силой камня.
  Или то, что передают Серапион и мавретанцы, - будто в Индии существуют какие-то изобилующие магнитом морские скалы, которые извлекают все гвозди из приставших к ним кораблей и останавливают суда. Эту сказку не обходит молчанием и Олаф Великий: по его словам, на севере есть горы, обладающие такими силами притяжения, что при постройке кораблей приходится употреблять деревянные гвозди, иначе при прохождении близ магнитных скал железные гвозди были бы вырваны из дерева.
  Или - будто белый магнит может заменить любовный напиток.
  Или - будто, как необдуманно Товорит Гали Аббас, если держать его в руке, он вылечит боли в ногах и судороги.
  Или - будто он делает человека приятным для государей или красноречивым, как вещал Пикторий.
  Или - будто, как учит Альберт Великий, есть два рода магнита, один принимает направление на север, другой на юг.
  Или - будто железо направляется к северным звездам, так как ему сообщена сила полярных звезд, подобно тому как за солнцем следуют растения, например - подсолнечник.
  Или, как утверждает астролог Лука Гаврик, - будто под хвостом Большой Медведицы имеется магнитный камень; он хочет наделить магнитом и планету Сатурн, как он наделяет ее сардониксом и ониксом, а также Марс, который он одновременно наделяет алмазом, яшмой и рубином, так что магнит оказывается под властью двух планет. Кроме того, он говорит, что магнит принадлежит знаку Девы, окутывая такого рода ученым математическим покровом глупости, от которых становится стыдно.
  Или - будто на магните следует вырезывать изображение Медведицы, когда луна обращена на север, для того, чтобы магнит, будучи подвешен на железной проволоке, воспринял свойство небесной Медведицы, о чем упоминает Гавденций Мерула.
  Или - будто магнит притягивает железо и направляет его к северу потому, что у медведя он выше званием, чем железо, как пишет Фицин и повторяет Мерула.
  Или - будто днем он имеет такую силу притягивать железо, ночью же - имеет слабую или, скорее, совсем ее не имеет.
  Или - будто кровь козла восстанавливает это свойство, когда оно увядает и засыпает, как пишет Руеллий.
  Или - будто кровь козла освобождает магнит от чар алмаза, так что угасшая сила от смачивания козлиной кровью оживает вследствие вражды между этой кровью и алмазом.
  Или - будто магнит ограждает женщин от злого умысла и обращает в бегство демонов, как об этом бредит Арнольд де Вилланова.
  Или - будто он может примирить с женами их мужей или возвратить мужьям их жен, как об этом учит наставник в пустословии француз Марбодей.
  Или - будто магнит, хранимый в рассоле из рыбы прилипалы, обладает силой извлекать золото, упавшее в самые глубокие колодцы, согласно сообщению Целия Калканьини.

Подобным вздором и сказочками пошлые философы забавляются сами и кормят жаждущих познать таинственное читателей и невежд, пробавляющихся нелепостями.

Однако, после того как в дальнейшем изложении будет раскрыта исследованная благодаря нашим трудам и опытам природа магнита, скрытые и недоступные причины такого действия магнита станут ясными, доказанными, очевидными и объясненными. Вместе с тем исчезнет всякий туман, и всякие корни заблуждений будут вырваны и выброшены; будут заложены и вновь появятся основы славной философии магнита, для того, чтобы праздные домыслы больше не вводили в заблуждение высокие умы.

Одни ученые наблюдали в дальних плаваниях различия в магнитной вариации: англичане - Томас Гариот, Роберт Хью, Эдуард Райт, Абраам Кендалл.
  Другие изобрели магнитные приборы и удобные способы наблюдений, необходимые мореплавателям и тем, кто совершает дальние путешествия, и издали их описание, например - Вильям Бороу в своей книжке о вариации компаса, Вильям Барло в своем «Дополнении», Роберт Норман в своем «Новом притягивающем». Это - опытный моряк и изобретательный мастер Роберт Норман, первый открывший склонение магнитного железа.
Много других я сознательно обхожу молчанием: французов, немцев и испанцев нового времени, которые в своих произведениях, написанных на их родных языках, либо злоупотребляют чужими высказываниями и подобно торговцам-обманщикам выставляют напоказ старое, украсив его, точно убранством блудницы, новыми этикетками и названиями, либо сообщают сведения, недостойные даже упоминания. Украв у других авторов какую-нибудь книгу, они ловят или вымаливают себе покровителя или стремятся создать себе имя у несведущих и молодых людей, передавая, точно из рук в руки, заблуждения из области всех наук, а иногда добавляя и от себя кое-какую ложь.

цитаты, диагноз, бесфанатизма, притчи, наука, философия, ревность не по разуму, культур-мультур, переводы, архив

Previous post Next post
Up