Нужен второй урок

Jun 18, 2013 18:55

Участники слушаний «Хоровое пение¬ - основа урока музыки в общеобразовательной школе», которые организовала в Общественной палате наша комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия не поддержала проект программы по музыке для детских садов и школ.

Проект разрабатывался специалистами Минкультуры России и Института развития образования в сфере культуры и искусства и в их профессионализме сомневаться не приходится. Однако участники слушаний, среди которых были известные деятели искусств, школьные преподаватели музыки (в том числе и из регионов), представители экспертного сообщества единогласно высказались против данной программы.

Представленный Минкультуры России и Институтом развития образования в сфере культуры и искусства документ предусматривает несколько этапов обучения ¬- для дошкольных учреждений, для 1-4 класса и для 5-9 классов общеобразовательной школы. Предполагается, что на уроках будет отводиться время на прослушивание музыки, обучение музыкальной грамоте, игре на музыкальных инструментах и хоровое пение. При этом на хоровое пение отводено 15 минут. Учитывая, что в школах сейчас проводится только один урок музыки в неделю, очевидно: этого времени не хватит даже для минимально качественного обучения хоровому искусству.

На это обратили внимание практически все выступавшие на слушаниях эксперты. По общему мнению, необходимо отводить музыкальному развитию, по меньшей мере, два урока в неделю. Были, конечно, разногласия, так сказать, «тактического» плана: кто-то предлагал назвать предмет «музыка и пение», кто-то - ввести два разных предмета «музыка» и «пение», но все были единодушны в том, что хоровой компонент нужно усиливать. Такое единодушие на наших слушаниях большая редкость.

Я прекрасно понимаю разработчиков проекта программы: они ее готовили исходя из сегодняшних условий и того положения дел, которое сложилось. И готовили, надо сказать, в весьма сжатые сроки. Поэтому я был искренен, когда благодарил их за проделанную работу. Однако я считаю, что нужно кардинально менять эти условия и исправлять это положение.

Всероссийское хоровое общество сейчас работает над концепцией развития хорового искусства. Мы к этой работе привлекли лучшие силы страны, представителей науки, образования и культуры. Это большой документ, в котором будет особое внимание уделено преподаванию пения в школе. Так же как и участники слушаний, разработчики концепции убеждены, что пению и музыке необходимо отводить два урока в неделю. Возникает закономерный вопрос: где найти этот дополнительный час? Мое личное мнение - если в школе станет одним уроком иностранного языка или физкультуры меньше, то уровень подготовки детей по этим предметам заметно не пострадает, зато пользы для их гармоничного развития будет несоизмеримо больше.
Previous post Next post
Up