May 23, 2013 15:28
Как и следовало ожидать, мои предложения по разработке единого универсального учебника по литературе вызвали серьезные споры на слушаниях в Общественной палате «Литература в школе: есть ли будущее», которые мы проводили 20 мая.
Приглашая на слушания экспертов и специалистов, мы пытались собрать за одним столом как сторонников этих инициатив, так и противников. К сожалению, большинство из наших оппонентов не смогло найти времени для серьезного обсуждения этого вопроса. Тем ценнее было участию политолога и журналиста Николая Сванидзе, профессора Мариетты Чудаковой и других несогласных с этими предложениями. Поэтому я хочу выразить свою благодарность в первую очередь им: благодаря их ярким выступлениям состоялось не «галочное» мероприятие, а живая дискуссия. Ну и конечно огромное спасибо всем, кто поддержал мои инициативы: журналисту Петру Толстому, психологу Александру Свияш и многим другим.
Вообще-то мы всегда пытаемся на площадке комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия собирать людей противоположных взглядов и мнений, чтобы каждый мог в открытой публичной дискуссии отстаивать свою точку зрения. Это хоть сложнее для нас, как организаторов, но зато всегда продуктивно. Не всегда мы приходим к единому мнению, но я считаю, что в этом и заключается смысл демократия.
Конечно, мы не пришли к единому мнению и по этому вопросу. Я по-прежнему уверен, что чехарда со школьными учебниками ведет к вымыванию воспитательной роли русской литературы и литературы вообще. Оппоненты уверены что, как преподавать этот предмет в школе должен решать непосредственно учитель.
Но по многим позициям наши мнения совпали: о необходимости пересмотра образовательных стандартов по литературе, о недопустимости слияния русского языка и литературы в единый предмет «русский язык и литература», об увеличении часов преподавания литературы, о создании Всероссийского литературного общества.
По последнему пункту вопросов практически ни у кого не возникло: все понимают необходимость создания такой общественной организации, это «площадка», на которой объединятся все школьные и вузовские преподаватели литературы, ученые-литературоведы, и которая сможет исправить сложившееся в школах положение.
Предваряя возможные вопросы, хочу сразу сказать: я готов всеми силами помогать такому обществу, особенно на процессе его создания, но принимать какое-то «функциональное» участие в его деятельности не смогу, так как должен сосредоточиться на деятельности Всероссийского хорового общества, исполнительным директором которого избран.