Кончился у меня сыр, наглые рыжие морды!
Рекомендую посмотреть 15 минутный австралийский мультфильм, получивший в 2011 году Оскара в номинации Лучший анимационный короткометражный фильм.
Но дело не в этом. Это действительно значительное произведение, с глубоким смыслом, и при этом создающее особое, ни с чем не сравнимое настроение. Можно назвать "Потерю" мультфильмом-притчей. Или короткой антиутопией. Вы сразу поймете, насколько сильно сказалось влияние "Бразилии" Терри Гиллиама. Огромное министерство и маленькие одинаковые частные домики. Всё серое, бесцветное, скучное. На этом фоне рассказывается история одного мальчика, который встретил... нечто.
Некое существо, полу-краб, полу-кастрюля. Или скорее осьминог в железной красной раковине. Описать существо, придуманное, Шоном Таном, сложно и не нужно - лучше самому посмотреть. Так вот, существо оказалось дружелюбным и мальчик с ним с удовольствием поиграл. Но куда его деть потом, ведь оно очень большое? Ни в доме, ни в сарае надолго его оставить не получилось. Увидев рекламу по телевизору, призывавшую сдавать непонятные вещи в особое министерство, мальчик пришел сдать свою удивительную находку. Но в холле министерства к нему приблизилось другое существо и попросило не сдавать вещь, дав бумажку с рисунком - волнистой стрелкой. Выйдя из здания, мальчик по стрелке нашел вход в своеобразный заповедник удивительного. Вещи там "были счастливы". И он оставил свою находку там. Вроде сюжет краткий и непритязательный, но в него очень много заложено.
Прежде всего атмосфера. Мрачновато-серая, но не страшная, не угрожающая, а скорее печальная. Мир, отравленный работой, скукой, равнодушием. Всё существует для чего-то и принадлежит кому-то. У Шона Тана нет оппозиции живое-неживое, люди и вещи слиты в единое целое. Необычные существа вроде найденного мальчиком и живые, и механические. Их отличие в другом - они "ничьи", сами по себе, ни для чего. Шон Тан сам не замечая того, дал формулу дикой природы, где всё существует само по себе, и создает удивительное яркое разнообразие. Понятно, что автор думал несколько о другом: противопоставил символ необычного, нестандартного, творческого, канцелярско-обыденному. Но я предпочту истолковывать его притчу по-своему. Прекрасные, но "неудобные" (не вписывающиеся в Систему) существа и вещи списываются, попадают на переработку и в резервацию.
Страна чудесных вещей в мультфильме - выход, но не идеал. Там эти вещи отделены от человека. Шон Тан явно намекал, что лучше было бы, если бы они были признаны нами и пребывали среди нас. Выделить их в особый мир стоит только чтобы сохранить, если нет другого выхода. Мультфильм о том, как мне кажется, как мы сами обедняем свою жизнь убогим, фальшивым практицизмом. В лице знакомого главного героя, сторонника науки, высмеян культ науки и "точного" знания. Не всё можно пощупать, измерить, а главное - сосчитать.
Интересно, какие эмоции и мысли вызовет этот мультфильм у вас.
Click to view