Про Аватар

Jan 06, 2010 02:19


Итак, Джеймс Камерон, подаривший миру Терминатора и Чужих, порадовал нас новым творением под названием Аватар. Аватар, как и другие произведения автора, насыщен спецэффектами и красивыми сценами. Техническая сторона просто великолепна. Я, правда, в спецэффектах понимаю мало. И впечатляют они меня соответственно не очень сильно. Подозреваю, даже, что если б кто-нибудь привёз натурные съёмки прямо с Пандоры, ничего большего, чем "Ну да." ему добиться бы не удалось.

В силу сказанного выше, восхищаться технической частью так, как это делает всё остальное прогрессивное человечество у меня не получается, а потому про неё тут не будет. Будет про другое.

Начнём издалека, с кино в общем и современных фильмов в частности.

У некоторых создаётся ощущение, что спецэффекты в последнее время имеют тенденцию забирать ресурсы у остальных компонентов кинолент, не давая возможности вставлять, например, нормальные сценарии или талантливую актёрскую игру. В этом есть своя доля правды, но по моему причина оглушительного успеха современных кассовых фильмов, не в насыщенности спецэффектами, которые там не более, чем инструмент в руках талантливого мастера. Кино - не лазерное шоу и уж тем более не факельное шествие.

Возьмём например обе части Трансформеров. Или не менее, а возможно даже и более замечательный фильм 300, посвящённый подвигам царя Леонида и его команды. Казалось бы, что общего может быть у истории про человекоподобных роботов, способных превращаться (что очень, очень важно) в продукты человеческого автопрома и рассказом о героической смерти легендарных воинов из Древней Греции. Вроде и ничего. Но на самом деле, если немного присмотреться, окажется что и то и другое - сказочные предания о былинных героях. Оптимус Прайм выступает почти эдаким Ильёй Муромцем, а Джетфайр - вылитый Святогор-Богатырь, древний старик, который отдаёт свою силу молодому и перспективному заступнику Земли Американской.

Это не единичные случаи - сказочные образы и архетипы, накопленные человеческим бессознательным, сейчас можно практически в чистом виде встретить в подавляющем большинстве, как выразился товарищ bagaka, лид тайтлов поп-культуры нашего времени.

Это... Поразительно что-ли. Когда-то в далёкой древности эти образы были извлечены из недр подсознания шаманами и колдунами. С тех пор человечество видело много всякого. Оно прошло сквозь ледниковый период и, несмотря на то, что в снегах осталось больше половины личного состава, освоило планету и вышло в космос. Но люди всё ещё собираются в кинотеатрах, так же как когда-то собирались в тесных пещерах, чтобы встретиться с высеченными на подкорке мыслительного аппрата символами и знаками. Роль шаманов теперь выполняют кинорежиссёры, но в общем и целом... Кажется человеческая природа не изменится никогда.

Современное кино предоставляет специалисту по психологии и, в частности, по психологии толпы прекрасные объекты исследования. Наличие среди них прямо-таки хрестоматийных примеров наводит на мысли, что шедевры кинематографа созданы с участием таких специалистов или, по крайней мере с использованием их наработок. А может быть, как и в древние времена, дело в интуиции режиссёров и продюссеров. В любом случае, по результатам изучения творчества кинорежиссёров, порождённых конкретной человеческой общностью, грамотный психоаналитик вполне в состоянии поставить этой общности диагноз. Иногда неутешительный.

И именно с этой точки зрения я хотел бы рассмотреть художественный фильм Аватар. В его сценарии нет ничего радикально нового. Всё, что там есть уже где-то встречалось в том или ином виде. Он по сути набор великолепно склеенных штампов. Этим и интересен.

О чём ведь собственно фильм. О том, как эльфийское королевство, населённое североамериканскими индейцами разбило оккупационные войска США во Вьетнаме. Полагаю, что популярность таких сюжетов - следствие глубоко укоренившегося в душах европейцев чувства вины. В суровой реальности такого не было никогда. Туземное население всех известных стран было ограблено и поставлено на службу интересов Западной Евпропы, которая позже передала эстафету Северной Америке. В это сложно поверить, но похоже потомки конкистадоров и других колонизаторов понимают, что их предки когда-то поступили нехорошо. По крайней мере такое предположение даёт объяснение популярности сюжетов на подобные темы. Про то, какой был мрак и ужас до того как они пришли на новые земли наследники Кортеса и Колумба фильмов не снимают.

Что интересно, не снимают и про то, как нехорошо поступили их предки с Китаем, Индией и Африкой. Возможно потому, что окончательно раздавить эти страны так и не вышло. Сложно испытывать чувство вины перед тем, кто в перспективе имеет возможность сполна расплатиться с тобой за все блага цивилизации, которые ты ему принёс.

Сказанное выше достаточно очевидно и лежит настолько на поверхности что, пожалуй, не стоило бы упоминания, если бы не один малозаметный эпизод. Но о нём чуть позже.

Человечество на Пандоре представлено Учёными, Магнатом, Генералом и собственно главным героем, роль которого мы проясним чуть позже. Ученые добрые и хорошие. Магнат ради прибыли готов на всё, но периодически и его совершенно явственно мучает совесть. Смотрится эта совесть на нём, примерно как седло на корове, но тот факт, что создатели посчитали нужным её продемонстрировать безусловно заслуживает упоминания. А единственный нехороший человек - Генерал. Cолдаты вообще изображены в фильме достаточно тупыми, но Генерал к тому же ещё и воплощение зла.

А теперь малозаметный эпизод. Почти в самом конце фильма Генерал называет главного героя предателем, как бы пытаясь оправдать свои злодеяния. Об этом эпизоде писатель фантаст Сергей Лукьяненко высказался следующим образом:
Стоило Камерону чуть-чуть изменить акценты, сделать вояку и бизнесмена другими людьми, со своей правдой, с нежеланием сгонять аборигенов с места - но пониманием того, что это необходимо, выбор был бы совсем иным. Гораздо более трудным. Гораздо более неоднозначным. Но это был бы другой фильм и Камерон это прекрасно понимал. Законы массовой культуры заставили его до предела упростить этический конфликт - и я не рискну бросить в него за это камень.

А я скажу вот так:

Помимо древнего конфликта между колонизаторами и туземцами в Аватаре можно увидеть отражение вполне совремнного конфликта между центром и периферией. Сложилось так, что именно на эти две большие части делится мир, в котором мы живём. Центр может поддерживать образ жизни своих граждан на приемлемом уровне только за счёт постоянного выкачивания ресурсов с периферии и если этот поток вдруг остановится, то жители центра испытают грандиозные потрясения, а судьба многих из них может окончиться весьма трагически. Выкачивание можно осуществлять по разному - предпочтительно мирным путём, но это совершенно необязательно. Более того, без сильной армии риторика об общечеловеческих ценностях и глобализации скорее всего не прокатит. Метрополия должна иметь мощные вооружённые силы, стоящие на страже её интересов.

Многие усматривают здесь несправедливость, но данная система сложилась исторически и любые изменения в сторону "большей справедливости" обойдутся центру очень дорого. Придётся полностью изменить свой образ жизни и практически стать другим народом. Социальные потрясения, гражданские войны и всплески преступности прилагаются бесплатно.

Главный герой - житель центра и своими действиями фактически навлекает описанные выше последствия на свою Родину. И Генерал называет его предателем, каковым он в самом прямом смысле этого слова и является. И никто, кроме тупорылого Генерала этого почему-то не понимает. И никто из представителей центра, кроме выведенного мерзавцем Генерала не готов отдать за свою Родину жизнь.

Никакое изменение акцентов не требуется, хотя конфликт и в самом деле более чем прост - либо Мы, либо Они. И выбор Предателя, который ушёл к Ним, по какой-то причине изображён в фильме самым правильным и естественным. Странно, не правда ли?

Действительно странно. Тем более, что сам Кэмерон, скорее всего не собирался снимать пособие для начинающих перебежчиков. Всё это вырвалось само, не могло не вырваться. Коллективное бессознательное - страшная сила.

В этом разрезе Аватар очень сильно напоминает мне отечественный новогодний шедевр "Ирония судьбы или с лёгким паром", где единственный номальный пацан - Ипполит - изображён мерзким упырём, которому для того, чтобы стать хотя бы отдалённо похожим на человека, пришлось напиться и в полном обмундировании полезть в душ. Рассуждениям о подоплёке отношений Ипполита с Женей здесь наверное не место, но стотит отметить, что в них безусловно отражен глубокий социальный конфликт той эпохи. Той, потому, что в настоящем государства, в котором появился этот фильм, уже нет на карте.

И хотя будущее, конечно, скрыто в тумане, события отдалённого и недавнего прошлого очень красочно повествуют о том, что происходит когда общество перестаёт понимать где находится объективная реальность, а где фантомы, созданные его воображением. Рано или поздно то, что существует по настоящему, выпускает когти и начинает высматривать очередную жертву. Именно поэтому жизненно важно различать где проходит граница страны грёз и медовых фонтанов. Чёткое изображение этой границы - одна из важнейших функций искусства, но создающие его люди не существуют сами по себе - они кровь от крови и плоть от плоти культуры их породившей. Их слепота - признак болезни общества. Иногда признак начала конца. Создаваемые такой культурой фантомы прекрасны и удивительны, но они не способны вытащить народ из трясины, потихоньку затягивающей его в небытие. К этому моменту объективную реальность совсем несложно узнать - она характерно отличается от фантомов мрачным видом и суровым выражением лица, но к сожалению, как показывает практика, узнают её в основном только по стремительному броску и железной хватке.

Previous post Next post
Up