В своей книге "Справедливость силы" Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике 1960 года Юрий Петрович Власов отмечал: "Сила, как и разум, может развиваться бесконечно". Эти слова великого человека да сих пор вселяют надежду в юных, и не очень, спортсменов. Надежду на то, что когда-то найдут они ту заветную методику, или того тренера, который им эту методику предложит, и их сила будет развиваться постоянно. Вот только не найдут, и не предложит никто. Не потому, что это так сложно, а потому, что все уже найдено.
Почитателям всего иноземного наверняка будет приятно узнать, что Оксфордский толковый словарь по психологиии (под ред. А. Ребера) в 2002 году сообщил, что методика это "...довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин употребляется с коннотацией, что эти процедуры требуют определенной квалификации, и владение ими отражает некоторый уровень опытности. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например, статистическая методика, экспериментальная методика и т.д...."
К сожалению, в разрезе методического обеспечения тренировочного процесса в пауэрлифтинге мне не встречалось определение понятия "методика", отражающее все стороны столь многокомпонентного системного объекта. Определение же методики спортивной подготовки в целом лежит больше в плоскости педагогики, и лишь косвенно затрагивает физиологию, психологию, биомеханику, в результате чего складывается впечатление, что это ее сопутствующие факторы, в то время как они являются основными.
Весь этот "набор процедур", о котором говорит словарь британских ученых, в рамках тренировочного процесса является ничем иным, как совокупностью методов воздействия на организм спортсмена, которые призваны перевести его с имеющегося уровня на более высокую ступень. И перевод этот будет невозможен без использования методов психолого-педагогических ( призваны обучать и воспитывать) и методов психофизических (призваны организовывть тренировочный процесс: периодизация, дозирование тренировочных нагрузок, восстановительные мероприятия).
И теперь мы видим, что в ходе учебно-тренировочного процесса спортсмен изучает и совершенствует технику соревновательных и иных упражнений, воспитывает необходимые качества личности, укрепляет волю и дисциплину. Кроме того он воздействует на свой организм путем применения методов повторных, максимальных и субмаксимальных усилий, использования различных способов периодизации тренировоных нагрузок по объемам и интенсивности в краткосрочной и долгосрочной перспективах, применяет те или иные восстанавливающие процедуры, организует режим питания, работы и отдыха.
Выходит, все эти методы, способы, средства давно известны. Бери, применяй, достигай цели. Однако ж нет, ищем черную кошку в темной комнате, тогда как ее там нет.
Открою маленький секрет. Думающий, ищущий, критически мыслящий человек (не будем брать во внимание крайности умственного развития некоторых индивидов) доходит в спорте до определенного уровня и не растет дальше не потому, что методика плоха, или ее нет, а потому, что при всех его исканиях природа отпустила ему ровно то, на что он оказывается способен. Можно, конечно, что-то подправить при взгляде со стороны, но в целом, если человек не достигает ничего существенного изначально, то и в перспективе вероятность этого очень мала. И даже переход на "темную сторону силы" не способен кардинально изменить ситуацию. Будет достигнут какой-то новый уровень. А дальше - потолок.
Иллюстрацией этого могут служить результаты спортсменов топового уровня. Да, они высоки. Но от старта к старту не меняются кардинально. Скорее человек пытается максимально удержать набранное. Доли секунды, килограммы, сантиметры в сегодняшнем спорте решают все. Упустил что-то в тренировках, и ты уже аутсайдер...