В своей книге, впервые увидевшей свет в 1973 году, и, в последствии, выдержавшей пять изданий, "Твои возможности, человек!" член Союза писателей и Союза журналистов СССР Виктор Давыдович Пекелис указывает пять предпосылок формирования выдающегося спортсмена (автор рассматривает эти предпосылки на примере формирования прыгуна в высоту мирового уровня, но мы их немного усредним):
1. От рождения обладать надлежащими задатками.
2. С раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей общее физическое развитие.
3. С раннего возраста приобретать надлежащие волевые и эмоциональные качества - настойчивость и упорство, уверенность в себе без зазнайства, спортивный азарт в соединении с духом товарищества.
4. С определенного возраста начинать систематическую специальную тренировку.
5. Своевременно начинать изучение современной техники соревновательных упражнений избранного вида спорта, а может быть, и самостоятельное экспериментирование в целях ее усовершенствования.
Предположу, что отсутствие хотя бы одной из предпосылок если не полностью исключает, то значительно понижает шансы спортсмена на большие соревновательные достижения. Конечно это не значит, что человек не должен заниматься тем видом спорта, который ему интересен, но он должен четко понимать свои возможности в нем.
К сожалению, концепция современного мира делает ставку в большей мере на homo consumens - человека потребляющего, нежели на homo critico ratus - человека критически мыслящего, способного умело анализировать и применять информацию, полученную путем наблюдения, личного опыта, размышлений или коммуникаций. Вот почему очень часто спортсмены, а если это детский спорт, то и их родители, видят свои относительные неудачи отнюдь не в недостаточности собственных исходных или имеющихся возможностей, а в тренере.
По их мнению это именно тренер слабо владеет методикой, недостаточно внимателен, не может найти подход к юному, или не очень, дарованию. Таким субъектам спортивной подготовки тренер должен всегда и везде, их же вклад ограничивается всего лишь участием в тренировочном процессе, которое при ближайшем рассмотрении редко бывает достаточным. В итоге начинается перманентный дрейф по спортивному океану в поисках того самого "великого гуру", который мановением руки зажжет нераскрытый доселе талант.
Не сомневаюсь, что в массе таких дрейфующих есть действительно талантливые спортсмены, которым объективно не повезло с тренером (тема тренера была затронута
здесь, и, в перспективе, не останется без внимания), но 90% таких "путешественников" нужно всего лишь объективно посмотреть на вещи через призму пяти пунктов в начале этой статьи.