Обусловленная современной социально-экономической политикой России в сфере массовой физической культуры и спорта, цель спортивной подготовки в пауэрлифтинге должна включать не только достижение спортивного результата, но и сохранение здоровья, развитие физических и личностных качеств спортсмена.
Именно поэтому при разработке модели спортивной подготовки в пауэрлифтинге, нам необходимы четкие представления о психологических особенностях и общем исходном функциональном состоянии организма спортсмена.
Поскольку начало занятий пауэрлифтингом чаще всего совпадает с возрастом 17-22 года, это сочетается с выделяемым в процессе общего физиологического развития индивида адолесцентным периодом и с психологическим возрастом «старшее подростничество».
Возрастные особенности в это время связаны с доминированием функций организма, обеспечивающих основные параметры поведения во взаимодействии с условиями среды и социума, а также определенным уровнем индивидуального физиологического развития и показывают максимальное, по сравнению с предыдущими возрастами, состояние физических качеств человека.
При этом процесс психологического развития идет изнутри вовне: от открытия "я", к его практическому включению в различные виды жизнедеятельности.
Данные факты указывают на согласованность деятельности центральной нервной системы с периферическими отделами двигательного аппарата (в частности скелетно-мышечной системой), результатом чего становятся движения человека и основные физические качества: мышечная сила, разновидности выносливости, быстрота, гибкость, ловкость.
Современная наука владеет значительным багажом исследований, направленных на изучение физической подготовленности в целом и структуры отдельных физических качеств в частности, а также рассматривающих особенности их формирования посредством физической культуры и спорта, что значительно расширяет научные представления о роли физических качеств в двигательной деятельности человека.
Однако сегодня спортивная подготовка, характеризуется применением значительных физических и психических нагрузок, в связи с чем эффект деятельности спортсмена, на наш взгляд, должен определяется не столько уровнем развития его физических качеств, сколько способностью рационально использовать имеющийся потенциал на фоне напряженного психоэмоционального состояния тренировочной и соревновательной деятельности.
Именно поэтому перспективнее ставить вопрос о целостной психофизической подготовленности спортсмена-пауэрлифтера к решению задач спортивной подготовки, что связано с интеграцией умственной и мышечной деятельности, пониманием важности исходного к началу занятий уровня психофизической подготовленности и ее динамики в учебно-тренировочном процессе, поскольку от этого зависит результат спортивной подготовки.
Исходный уровень психофизической подготовленности определяется уровнем развития физических качеств и фондом двигательных навыков с одной стороны, и умением рационально использовать имеющийся двигательный потенциал в решении различных сенсомоторных задач с другой, в результате чего интегративным показателем психофизической подготовленности спортсмена является результат психомоторных действий: психофизические (двигательные) способности.
На сегодняшний день соотношение и взаимосвязь психических и физических качеств в структуре моторики человека рассматривалась в основном в работах, связанных с изучением специфических закономерностей проявления психофизических способностей в спортивной деятельности, где раскрывается роль и значение различных психических качеств в спортивной подготовке, в связи с чем немаловажным является их дополнение физиологическими исследованиями сенсомоторной деятельности оправданное тем, что именно психофизиологический процесс развития индивида как процесс преобразования основных функций организма на различных этапах онтогенеза ведет к морфофизиологическому и психофизиологическому формированию психофизических качеств человека.
В пауэрлифтинге основополагающим психофизическим качеством является сила, определяющая способность индивида (студента), как указывает В.М. Зациорский, преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий, и к которой в различных видах деятельности (в том числе и спортивной) предъявляются особые требования.
На этой основе, при разработке модели спортивной подготовки в пауэрлифтинге, мы имеем возможность рассматривать параметры выполнения движений пауэрлифтинга в учебно-тренировочном и соревновательном процессах как способности спортсмена к практическому включению в различные виды жизнедеятельности путем реализации своего «я» через проявление силы, что говорит о выраженном сочетании психологического и физиологического компонентов строения и функционирования мышц.
Анализ исследований, посвященных физиологии мышечной деятельности показывает, что результатом сочетания вышеуказанных компонентов являются механизмы проявления силовых способностей, из которых наиболее значимыми для пауэрлифтинга являются:
-комплексное участие в работе многих мышечных групп и основных элементов скелетной мышцы;
-экономизация функций организма студента и относительное увеличение общих и специальных физиологических резервов;
-развитие максимальных силовых показателей за счет сокращения силового дефицита мышечной группы путем перестройки морфофункциональных возможностей мышечных волокон и механизмов их произвольной регуляции;
-взаимодействие периферических (мышечных) и центрально-нервных (координационных) сторон проявления максимальной силы.
В этой связи, практическая реализация спортсменом его силовых способностей основана на общем психофизиологическом состоянии компоненты которого (психологический и физиологический) находятся между собой в отношениях взаимосочетаемости, исходном уровне психофизической подготовленности и механизмах проявления данных способностей.
Поскольку пауэрлифтинг, по данным И.Н. Манько, определяется как силовой вид спорта с ярко выраженной скоростно-силовой составляющей (И.Н. Манько, 2006) учебно-тренировочная и соревновательная деятельность в этом виде спорта должна быть направлена, в первую очередь, на повышение способностей занимающихся к проявлению максимальной силы через наиболее полное включение в работу механизмов проявления силовых способностей, в результате чего в процессе обучения, воспитания и тренировки осуществляется преобразование значимых для морфофизиологического и психофизиологического развития психофизического качества «сила» функций центральной нервной системы, сердечнососудистой и мышечной систем организма спортсмена в соответствии с определенным этапом спортивной подготовки.
Рассмотрение общепринятой структуры многолетней подготовки спортсменов-силовиков хотя и раскрывает наличие значительного научно-методического материала, связанного с подготовкой спортсменов различной спортивной квалификации и возраста, учитывающего общие положения возрастной психофизиологии, однако позволяет говорить о возможности ее оптимизации.
Это связано с тем, что зачастую юноши, приходящие в пауэрлифтинг не имеют стажа сколь-либо верно организованной подготовки в силовых видах спорта, находясь при этом на максимальном уровне психофизиологического развития и психофизической подготовленности, это позволяет оптимизировать и интенсифицировать учебно-тренировочного процесс, объединив некоторые традиционные этапы подготовки спортсменов-силовиков.
Предлагаемая нами для морфофизиологического и психофизиологического развития психофизического качества «сила» объединение этапов спортивной подготовки в пауэрлифтинге, требует включения в учебно-тренировочный и соревновательный процессы соответствующих методов, применение которых привело бы к преобразованию основных функций центральной нервной, сердечнососудистой и мышечной систем организма.
Исходя из этого, в спортивной подготовке в пауэрлифтинге мы предлагаем принять к использованию методы повторных, максимальных, динамических усилий, а также «ударный» метод, обозначив их как психофизиологические методы развития силовых качеств студентов-спортсменов.
Применение данных методов несет в себе высокоспецифичные тренировочные эффекты, проявляющиеся в развитии психофизического качества «сила», уровень сформированности которого отражают психофизические способности спортсмена.
В этой связи, предлагаемые к использованию в системе спортивной в пауэрлифтинге психофизиологические методы развития психофизического качества «сила» требуют применения соответствующих средств развития силовых способностей.
К таким средствам, рассматриваемым нами как психофизические средства развития и проявления силовых способностей, в первую очередь следует отнести физические упражнения, основы классификации которых изучались на различных этапах развития теории и методики физической культуры и спорта.
При моделировании спортивной подготовки в пауэрлифтинге достаточно деления общего массива средств развития силовых способностей на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные упражнения, поскольку все они способствуют психофизическому развитию спортсменов.
Для отслеживания динамики развития функций центральной нервной системы, сердечнососудистой и мышечной систем организма спортсмена с психофизиологической стороны целесообразно избрать контроль антропометрических показателей (длина и масса тела, окружность грудной клетки, окружность бедра), контроль показателей деятельности сердечнососудистой системы (частоты сердечных сокращений, артериальное давление) и контроль показателей возбудимости центральной нервной системы (ортостатическая проба).
С психофизической стороны важен контроль уровня подготовленности спортсмена к решению различных сенсомоторных задач через его психофизические (двигательные) способности (тестирование силовых и скоростно-силовых способностей).
Данные виды контроля, начиная с момента поступления спортсменов в секцию пауэрлифтинга, необходимо проводить в соответствии с определенным этапом спортивной подготовки, что позволит ориентировать обучение, воспитание и тренировку на индивидуальные психофизиологические особенности, психофизическую подготовленность и их максимальное проявление в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.