Полезное для будущих тёщ и свекровей, коих, как оказалось, таки есть у меня в друзьях немало)))

Feb 26, 2014 07:30

Каравай -

1) или коровай м. вообще, непочатой, цельный хлеб, либо колоб, КАРАВАЙ или коровай м. вообще, непочатой, цельный хлеб, либо колоб, кутырь, круглый ком. Каравай хлеба, каравай сыра, сала и пр.
2) Собств. пшеничный хлеб на молоке, с яйцами и маслом, печеный в каравайнике м. в посудине клином.
3) Каравай, тамб. девичиик, потому что каравай подается на девичнике.
4) Ряз. пресный хлеб, лепешка.
5) Симб. новг. круглый пирог с курицею.
6) волжск. валун; или
7) округлый подводный камень. Караваец, каравайчик, каравашек, каравашка умалит. караваишка презрительно, караваище увелич. Караваец м. тул. крутая каша, запеченная в миске, латке и выпрокинутая. Каравайцы ряз. пшеничные блины. Каравашка м. арх. хлебец из смеси ржаной и ячной муки. Мои каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой! т. е. больше; приговаривают на свадебном пиру, когда вынимают каравай. Хороша и честь и слава, а лучше того каравай сала. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Каравай не по рылу. Спереди пирог, сзади каравай, двугорбый. На чужой каравай рта не разпевай (губ не надувай), а пораньше вставай, да свой затирай (затеваи). Дети, играючи, пекут каравайчики из песку. Каравай хлеба починай с головы, с выдавшегося краю. Каравайный, к караваю относящ. Караваечник м. -ница ж. каровайщик м. -щица ж. кто печет караваи, торгует ими. Каравайченок м. стар. помощник караваечника. Каравайник, свадебный чин, кто носит каравай.
8) Каравайницы, которых 3, 5 или 7, растворяют, расчиняют, месят и пекут свадебный каравай, с обрядами, песнями. Каравайка ж. кулик; черный кулик, птица Ibis, или приморский кулик Tantalus fascinell. Каравайкин, ей прнадлежщ.

Толковый словарь живaго великорусского языка Владимира Даля.

Русский каравай на свадьбе

Каравайный обряд - обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во время свадебного пира. Каравай - круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигурками из теста, а также искусственными цветами, который подавали во время свадебного застолья. Его выпекали накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до этого в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты. Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе - «каравай носить».

Суть каравайного обряда была одинакова на всей территории его бытования, хотя сами обрядовые действия в разных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость молодой брачной пары. Действующими лицами обряда являлись посаженый отец и посаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а также молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших, здоровых детей. Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончая раздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный характер.

Она начиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!» Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку - из семи мешков; замешивание теста, его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и вынимание хлеба из печи, раздача его гостям. Тесто укладывали для формовки в специальную большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало сено, прикрытое скатертью. Присутствовавшим в избе людям под страхом наказания запрещалось дотрагиваться до теста и чаши.

Перед тем как поставить сформованное тесто в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками, и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице - потолочной балке. На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево, материнское лоно; хлебная лопата, которой задвигали тесто в печь, - как мужское начало, а сам каравай - как плод, полученный в результате их слияния. Украшения из теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Весь процесс изготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:

Валю, валю сыр каравай
С правой руки на леву,
С левой руки на праву -
По золоту лоточку,
По золоту лоточку,
По серебряному блюдечку.
Каравай на лавку взлез,
Каравай по лавке пошел,
Каравай на полку сел,
Каравай на печку взлез,
Каравай с печки слез,
Каравай на лопату сел,
Каравай в печку глядит.
Каравай валяется,
Каравай шатается,
Пошел каравай по дубовым столам,
По скатертям браным,
Тогда зашел каравай к Анне Александровне.

В песнях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным: Пекись, пекись, сыр каравай, Дерись, пекись, сыр каравай, Выше дуба дубова, Выше матицы еловой, Ширше печи каменной. После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ».

В том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал каравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка три раза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихся за столом родственников молодых.

Разламывание каравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством. Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого и родней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного союза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей. Каравайный обряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губерниях Европейской России, однако изделия из теста, известные под разными названиями - курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, - играли важную роль в ходе свадебного ритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого передавалась магическая сила.

Источник

Время вносит свои коррективы: живя в большом суетном городе, люди разделены временем и расстоянием, поэтому на современной свадьбе каравай раздадут гостям в самом конце первого и, как правило, единственного, дня свадьбы. Каждому по кусочку, с обязательным напутствием съесть его до самой последней крошечки - на счастье))))

СВАДЕБНЫЙ КАРАВАЙ на сдобном опарном тесте



- 950 г муки
- 7 яиц
- 7 ст. л. сахара
- 7 ст. л. размягчённого сливочного масла (приблизительно 150 г)
- 20 г свежих дрожжей
- 1/2 ч. л. соли
- 150 г тёплого молока или воды
- ванилин на кончике ножа
- 1 ч. л. семян дикой вишни Prunus mahaleb (не обязательно, можно заменить другой пряностью)

Пресное тесто для украшений:

- 100 г муки
- 50 мл воды
- 1 ч. л. растительного масла
- щепотка соли

Из тёплого молока, дрожжей и 300 г муки замесить довольно тугую опару. Дать ей подойти в тёплом месте в течение 3-3,5 часов.
Яйца заранее достать из холодильника - они должны быть комнатной температуры.
Яйца смешать с солью, пряностями и сахаром и добавить в опару. Тщательно вымешивая, постепенно добавлять муку. В самом конце замеса добавить сливочное масло.
Готовое тесто поместить в глубокую посуду, накрыть плёнкой и оставить для подхода до увеличения его в объёме не менее чем в два раза.
Подошедшее тесто обмять и выложить на рабочий стол.
Большую и глубокую чугунную сковороду выстелить пергаментной бумагой.
Тесто разделить на две равные части.
Из одной части сформировать колобок и выложить его по центру сковороды.
Из второй половины скатать два длинных жгута и свить из них "верёвку". Этой "верёвкой" обвить наш колобок, концы слепить так, чтобы не было видно стыка.
Сковороду с караваем накрыть или влажным полотенцем, или плёнкой, и оставить подходить на 1,5-2 часа. Этот момент очень важен - от правильной расстойки будет зависеть внешний вид нашего каравая: хорошо расстоявшийся каравай не треснет в процессе выпечки и сохранит заданную форму.
Перед выпечкой каравай смазать смесью из 1 желтка и 1 ст. л. молока.
Выпекать на нижнем уровне при 200 гр. 20 минут, затем уменьшить температуру до 180 и выпекать ещё 60-70 минут. Если верх каравая начнёт сильно темнеть, накрыть его листом фольги.
Горячий каравай достать из духовки, вынуть вместе с бумагой из формы и украсить его заранее изготовленными из пресного теста украшениями.  Вернуть украшенный каравай обратно в духовку ещё минут на 20 - украшения должны пропечься и слегка зарумяниться.
Готовый каравай на 10-15 минут оставить в выключенной и слегка приоткрытой духовке. Затем достать его и остудить на решётке,  накрыв полотенцем.

Надеюсь, кому-то этот рецепт пригодится)))

Праздничная выпечка, Выпечка, Русская кухня, Хлеб

Previous post Next post
Up