Пара скромненьких открытий с просторов российской Суперлиги: подоспело несколько имён из Казанского «Зенита». Никогда не думал, что всерьёз стану говорить об этом, но пора признать очевидное. Лоран Алекно способен играть связующим на довольно высоком уровне. Может быть, на роль основного пасующего клуба-гранда он не подходит, на роль второго же сгодится более чем. Тут же ещё такая вещь, разве это такая редкость в волейболе, что у игроков дети тоже идут в волейбол и тоже добиваются успеха? Тут дело и в генетике, и, в ещё большей степени, в том, что в волейболе настолько высок требуемый технический уровень, что тут может возникать передача мастерства от отца к сыну, преимущество только в силу лучшей обученности. Некие внутренние цеховые тайны. Скажу не таясь, Кобзарь в «Зените» вызывал у меня куда как большее раздражение своими кривыми руками. И уж если мы его терпели и сына Хабибуллина, то надо смотреть на Лорана и просто радоваться тому, как он играет. Потому как раздражения его игра не вызывает. Пасует аккуратно, старательно, достаточно быстро. Не слишком низкий, чем выгодно отличается от Лукьяненко (да и намного ли хуже он просто пасует, чем Иван?), обладает отменной подачей, пластается в защите, чего вам ещё надо. Да и результат с ним казанцы какой-никакой, но показывали, пусть и натужно, но тогда и Андерсона с Нгапетом ещё не было. Так что очень интересно, что будет, когда его решат отпустить в самостоятельное плавание родители?
Ещё больше из игроков «Академии-Казань», перешедших на время в «Зенит» мне понравился игрок 1996 года рождения Андрей Сурмачевский. Перед нами доигровщик ростом 195 см, который не плывёт на приёме, не бьёт под себя, а старается атаковать по рукам противника, при этом сочетает это стремление с резкостью и выдающимися ударными качествами. Эти же качества позволяет подавать ему силовую подачу выдающейся мощи. С такими игроками, как Андрей, скоро можно будет начинать говорить о собственной школе казанского волейбола, о которой мы до сих пор знали очень немного, и едва ли смогли назвать много их собственных воспитанников. Теперь такие игроки есть. И если прищуриться, то могло и вовсе показаться, что «Зениту» не нужен ни зачем тот же Спиридонов, так как роль запасного вполне способен достойно играть именно Андрей.
Ближе к концу года начал периодически ловить себя на мысли, что Игорь Кобзарь то ли стремительно прогрессирует в «Кузбассе», то ли все его недостатки настолько ювелирно удаётся нейтрализовать наставникам сибирского клуба. Так, будучи, основным связующим этого клуба, Игорь умудряется отнюдь не портить игры, да ещё и сама команда демонстрирует более, чем 100%-ые результаты по ходу сезона 18-19. И это не может не удивлять, ведь в «Зените» он играл абсолютно отвратно, совершенно находя общего языка с Михайловым, постоянно пасуя не в темп и невпопад. Теперь же за весь матч, даже придираясь, можно найти в среднем 1-2 чистых ошибок у Игоря. Что с ним произошло? Надо ли его вновь пытаться приглашать играть за сборную? На второй вопрос, ответ пока отрицательный, но он отлично сыгран с Полетаевым и, внимание, с Ярославом Подлесных. А вот последний прогрессирует настолько стремительно, что просто диву даюсь. И предрекаю, что очень скоро он способен будет стать в основу сборной России вместе с Волковым и Клюкой, а то и вместо кого-то из них. И уверенность эта основана на том, что никто не сочетает в той же мере, как Ярослав, атлетичную, типично российскую силовую манеру игры в нападении и манеру типично европейскую с обилием скидок, накатов и проталкиваний между блокирующими в духе Уроша Ковачевича. Заманчиво позиционировать себя как техничного игрока при росте ниже 195 см, тогда как Ярослав обладает оптимальным ростом для доигровщика в 201 см и недурственным прыжком, мало того, он отлично принимает и старательно играет в защите. С ним и Волковым, наша сборная станет сплавом оптимальных качеств как силового, так и в высшей степени техничного волейбола.
Обращает на себя внимание в этом году прогресс белорусского диагонального Артура Удриса, выступающего в этом сезоне за «Факел». Причём не отстающего по результативности от штатных бомбардиров-доигровщиков. Ко всему прочему, он настолько твёрдо стал в основу Новоуренгойской команды, что Кимеров даже и не появляется на площадке. Но Кимеров, на мой взгляд, сам виноват: при большом желании мог бы сейчас находиться на месте Власова, так как блокирует он даже лучше Ильи, вернее, блокировал когда-то. Про Артура я слышу не первый год, но только в этом году он так громко заявил о себе. Только в этом году стало заметно, что это не только высокий, мощный игрок, но ещё довольно резкий и мастеровитый нападающий, играющий на очень приличной высоте.
Ближе к концу года успел обратить на себя внимание центральный блокирующий 1992 года рождения Андрей Ананьев. Случилось это, во-многом, благодаря переходу Ильи Власова в «Динамо» и Лихошерстова в «Зенит». Одно из мест уверенно занял Иван Яковлев, а вот другое стали делить между собой два новоуренгойских центральных. Лично мне гораздо более интересным волейболистом показался именно Ананьев, а не Коленковский, кажется. При росте 205 см он задорно играет на блоке и, самое главное, обладает очень достойной силовой подачей, которая позволяет его сравнивать с тем же бывшим динамовцем Кривцом, в своё время блиставшим именно благодаря подаче. Но пока это исключительно локальное волейбольное открытие, даже не российского масштаба, несмотря на очень внушительную географию предыдущих мест работы этого сравнительно молодого игрока.
Из Новосибирска я также только в последних турах 2018 года обратил внимание на центрального блокирующего Александра Ткачёва 1991 года рождения, ростом ровно два метра. Вроде опытный, бывалый игрок, прошедший немало разных клубов и одновременно прошедший мимо моего внимания. В этом году он примерно 3-4 ц.б. в «Локомотиве». Ткачёв обращает на себя внимание быстрой игрой на блоке и тем, что он именно отслеживает противника, а не прыгает наугад. При этом в целом он играет в манере Дмитрия Щербинина или даже Щербакова. Также обращают на себя внимание его опасная планирующая подача и хорошая, даже очень игра в защите. Игрок интересный, для нашего волейбола нетипичный, внешне придераживающийся стиля Ивана Зайцева. Но чтобы говорить о нём более предметно, стоит подождать его перехода к статусу основного игрока своей команды.
Интересное дело, как бы не пришлось признать главным открытием года, волейболиста, о котором даже по ходу прошлого сезона было нам с вами известно очень немного, он был, проще говоря, не на слуху. А теперь блещет очень серьёзно, хотя и удивляет, прежде всего, локального зрителя. Ах да, и самое главное, речь идёт об украинском волейболисте, которые в большинстве случае оказываются в итоге у нас, даже если речь идёт о таком ориентированном на западный чемпионат игроке, как, например, Дмитрий Пашицкий. Нет заиграл в «Кузбассе» и заиграл так, что дай бог каждому! Олег Плотницкий - это доигровщик 1997 года рождения, причём доигровщик леворукий, а их как известно крайне мало. Игрок крайне скромных габаритов: его рост составляет 194 см, но отнюдь нескромных прыжковых возможностей. Вообще говоря, Олег поражает сразу в нескольких направлениях. Своим прыжком, леворукостью и умеренным ростом он действительно очень похож на Полетаева, но сложен визуально несколько плотнее российского диагонального. Этот хороший прыжок позволяет ему с виртуозной лёгкостью атаковать с задней линии, регулярно прошивая оборону противника. Странно же для меня стало, то насколько хорошо он сочетает свои физические возможности с филигранной техникой, бравируя своими навыками накатов, скидок и практически бросков он становится очень похож на Уроша Ковачевича. Да, действительно, Олег выглядит так, будто он сплав навыков Полетаева и сербского доигровщика, так, как играл бы Калиберда на максималках, если бы он был левшой. Тут ещё надо добавить про его пушечную подачу, которой он при этом распоряжается очень рачительно и подаёт прицельно. К слову, пока он идёт одним из лучших подающих Чемионата Италии, выступая за «Монцу», и входит в двадцатку лучших бомбардиров, будучи доигровщиком весьма скромных габаритов. В общем, пока я очень близок к тому, чтобы считать именно Олега одним из самых заметных открытий года.
Я был несколько удивлён тем, что не нашёл Романа Порошина в своём списке волейбольных открытий прошлого года, а ещё больше тем, что мы его считали таковым по итогам 2016 года! С тех пор многое поменялось. Главное из того, что с ним произошло, Роман стал по-настоящему основным пасующим «Белогорья». В конце прошлого сезона он и вовсе вытеснил из основного состава Сергея Гранкина. Я уж не знаю в связи с чем это произошло: травмой ли, усталостью, работой на перспективы, но факт остаётся фактом. Как я в какой-то момент позлорадствовал: Наконец-то Сергей Гранкин почувствовал себя так, как чувствовали себя его возрастные сменщики - Зайцев, Макаров, Архипов. Наконец-то появился кто-то, кто взаимодействовал лучше него с Мусэсрким, и это тоже о чрезвычайно отрадный факт. Но пока Порошину ещё далеко до общероссийского признания. И если фигура Ковалёва видится пока малопреодолимой с точки зрения мастерства, как и возрастные гранды в лице Бутько и Гранкина, то с Панковым по-прежему можно и нужно бороться в плане качества передач. Павел даже в ответственных играх за питерский Зенит допускает порой немало досадных огрехов. Кто из них первым закрепится в основной сборной страны, пусть даже и вторым номером, вот интересный вопрос!
Питерский «Зенит» разжился ещё одним очень достойным либеро в дополнение к Артёму Зеленкову. Трудно сказать, с какой целью. То ли, чтобы подстраховаться после травм Артёма (вроде бы именно поэтому он отсутствовал в сборной), то ли просто из-за избытка средств. Семён Криветченко, что примечательно, стал помогать Зеленкову не где-то ещё, а именно в защите, то есть Артём, в основном, играет на приёме, а Семён выходит на собственной подаче «Зенита». Почему это заслуживает внимания? - просто Зеленков и сам большой мастер играть в защите. На руку бывшему игроку «Динамо-ЛО» играют два факта: он моложе (95 г.р.), он повыше - 187 см роста. И, наконец, он тоже здорово играет в обороне, благодаря своим спринтерским качествам, а они у него отменные. Его прыжки, полёты за мячами скоро войдут в легенды, как игра французского доигровщика Флориана Килама, например, который тоже любил полетать за мячами. Ленинградский либеро действительно способен и любит доставать просто мёртвые мячи, наверное, потому что он очень быстро стартует. Одним словом, конкуренция на позиции либеро в сборной России растёт день ото дня. Осталось только разобраться, насколько Семён хорош в приёме, я этого просто не видел.