1) Поразительно, насколько мало в реальности значат эта детская одарённость вундеркиндов, выигрывающих школьные олимпиады; как часто двигателями прогресса и пионерами переднего края человеческой мысли становятся совсем иные люди, например, неискоренимые троечники, способные, однако, держать выбранное направление, которые до поры до времени были себе на уме, до поры до времени тратили достаточно много сил на разные посторонние вещи, вроде спорта.
Но насколько, однако, неожиданным становится это преображение! Словно из куколки в бабочку, взлетающую вдруг над своим прежним окружением.
2) Мне не особенно верится какую-то беспрецедентную святость отшельников, о которых нам рассказывают в житиях святых, поскольку само наличие человеческого общества носит потрясающий сдерживающий эффект: усмиряющий, вразумляющий, отрезвляющий. И те, кто бегут этого эффекта, делают это неспроста.
Либо они таким диковинным образом испытывали свои силы в борьбе с соблазнами, пренебрегаю помощью общества и своих коллег. В любом случае, ото всех искушений не убежишь.
3) Зачастую мне кажется, что только полностью разорвав сеть опутывающих нас привычек, обычаев и знакомств можно стать новым человеком.
Привычек хороших и вредных. Ведь столько вещей мы делаем, не задумываясь, не под действием импульса, желания, а просто по инерции, по принципу наименьшего сопротивления, подлаживаясь под сложившуюся вокруг нас среду, которую мы создавали некоторое время назад сами же. Но возможно успели поменяться внутренне.
4) Основная проблема заключается не в том, что порок приятен, обходителен и человечен, а в том, что добро скучно, пресно и на всё смотрит с высоты своего морального превосходства. Добро само в данном случае становится какой-то сомнительной ценностью, разновидностью накопительства, коллекционирования с примесью моралофагии.