Я помню несколько подряд музыкальных открытий из мира прогрессивной и авангардной рок-музыки, которые совершенно потрясли меня в разные годы и на долгое время стали для меня чем-то вроде путеводной звезды или ориентира для анализа того, насколько хороша, сложно или изобретательна та или иная музыка. Сперва, когда я учился на первых курсах университета это были Faith No More и смежные проекты Майка Паттона. Затем то ли на последнем курсе, то ли уже в аспирантуре я был потрясён симфонической, инфернальной мощью Diablo Swing Orchestra. Удивление, но уже несколько меньшего масштаба я испытал при прослушивании в 2013 году, кажется, альбома великолепных норвежцев Leprous. Впоследствие всех исполнителей мне довелось повидать вживую. Одним из главных музыкальных открытий 2017 года для меня стала также очень интересный коллектив со своим свежим альбомом. Я говорю о прогрессив-металлической группе Caligula's Horse и их полноформатнике «In contact».
В своё время описывая палитру норвежцев, я характеризовал её, как смесь исландцев Arstidir и сумасшедших Mars Volta. Те же слова будут справедливы и в адрес Caligulas Horse. Их творчество довольно точно можно охарактеризовать именно как австралийский ответ Leprous, но в котором чуть меньше Mars Volta и, соответственно истерической составляющей в музыке, не только истерической, но и, пожалуй, сложной ритмической. Австралийцы представляют собой более классический прогметал, но пока я затрудняюсь понять, откуда родом эти ангельские голоса, что населяют их музыку? Это определённо не стандартный прогрессивный вокал, немножко странный и тревожный, тревожащий, наводящий на мысли об иных измерениях. Это голоса ангелов господних и бескрайних просторов севера, это печаль бескрайних тундр и завывания ветра, дополненные гармониями, доступными лишь человеческому сознанию. Для Arstidir этот эксперимент был продолжением, вероятно, народных традиций, попыткой выразить акапелла своё понимание классической музыки и северной исландской природы. Вокальная манера Leprous в большей мере происходит из традиций, свойственным чистым голосам, сопровождающие некоторые блэк-металлические ансамбли, в случае упоминаемых норвежцев это были, очевидно, Emperor.
Я бы охарактеризовал ещё Caligulas Horse, как попытку прогрессива создать собственную полностью автономную версию Leprous, более понятную, контролируемую и удобоваримую. Но это никак, в самом деле, не сказалось на качестве их песен. Их песни более лиричные, более человечные, чем песни ледяных норвежцев, им присущи человеческие эмоции, слабости, злость, досада и раздражение. Они более чувствительные и земные, они не хотят казаться богами.
Песня с мрачным названием «Dream the dead» задаёт настроение всему альбому, отнюдь не мрачное, а какое-то то ли оптимичтичное, то ли полное светлой грусти и этакого отчаяния. Во вступительном треке есть нечто от хорала, только мрачная торжественность которого немного заряжена силой скорости, если так можно будет выразиться.
Баллада австралийцев «Love conquers all» вызывает стойкие ассоциации с творчеством другой ключевой группой жанра - Pain of Salvation своей напевностью и некой надреснутостью в голосе и чувством надвигающейся катастрофы.
«Songs for no one» показалась мне примечательной сочетанием нежности и ярости вкупе с гитарной работой риффами в духе Meshuggah, такие противоречивые стремления в рамках одного музыкального произведения представляются мне свидетельством некоего переизбытка сил. Это свойственно молодым коллективам.
Таких песен, как «Capulet» я абсолютно не встречал у норвежцев. Это довольно-таки интровертная композиция, проникнутая средневековым духом и настроением одной из песен Rainbow. И это чувствуется очень даже отчётливо.
Среднетемповый номер «Fill my heart» временами создаёт ощущение прибоя, то заходит на какие-то мистические потусторонние территории. Сочетание мощных, певучих, полнозвучных лид-гитар и редкого трип-хопа было великолепным. А каковы гитарные соло, похожие на струи водопада, лучащиеся на солнце?
Я чуть не присвистнул от восторга, когда понял, что мне напоминает грандиозный и многочастный трек «The Cannon's Mouth», который холодными пальцами ужаса залезал мне в душу, тревожа воспоминания холодных 2000-ых. А вы поняли, о чём этом этот низкий голос? Это же типичный дум, более того, в духе флагманов жанра My dying bride и именно с интонациями их великого Аарона Стейнторпа!
Центральным треком альбома мне видится эпичный номер «Graves». Отчасти построковую суть исправляет очень вдумчивая гитарная работа Сэма Валлена. А включение саксофона под конец трека отдаёт каким-то сладким безумием в духе Джона Зорна. Этот тембр о всепрощении и катарсисе, поскольку перед этим грандиозным вступлением духовых инструментов идёт, напротив, нагнетание атмосферы. Песня имеет очень сложную структуру, несколько практически стилистически несвязанных частей. Я полагаю, она заслуживает того, чтобы поподробнее на досуге ознакомиться текстом песни!
На завершающем треке «Atlas» чудесный вокалист Джим Грей расписывается едва ли в любви к мечтательному поп-року, веру в который нам подарил в 2017-ом, Стивен Уилсон - одна из самых влиятельных фигур современного прогрессива.
И ещё несколько завершающих слов о том, почему так важно поднимать такие темы, почему важно делиться своими музыкальными открытиями и рассказывать о своих музыкальных откровениях, а не таить это в себе, наслаждаясь подобными сокровищами в одиночку. Этот эгоизм совершенно бесполезен, он ничего нам не подарит, напротив, музыканты, разуверившиеся в себе и своём творчестве вполне могут покинуть сцену. А этого не нужно никому. Затем, может, кто-нибудь помнит обстоятельства первого визита Leprous в Россию, когда на их концерт в Питере пришло около 50 человек. Мне до сих пор от этого позора не по себе. Следующий их концерт был уже где-то года через три, сколько же мы в итоге потеряли на их неизвестности? А помните этот комичный, обойдённый вниманием первый концерт Diablo Swing Orchestra, публика такой степени разношёрстности и фриковатости приличествует только экстремальным проектам, типа Nachtmahr, а не таким объективно и абсолютно талантливым коллективам, как те группы, о которых я сегодня вспоминал.