Удовольствия 3-его порядка отвлечённости и игромания как болезнь.

Dec 09, 2016 00:35




Обожаю различные новые технические ухищрения, балансирующие где-то между физикой, техникой и последними веяниями интернета, даже если возможность их повсеместного распространения кажется слегка утопичной, однако всё это чрезвычайно увлекательно само по себе. Возможности многого из открытого и только внедряемого ныне в производство поражают. Воодушевляет и то, что люди готовы давать шанс чему-то новому и пока не опробованному. Я бы, допустим, за некоторые сомнительные изобретения на кикстартере не отдал бы ни доллара, а они собирают в итоге довольно много.

Но есть одна область, к которой я не собираюсь и не могу быть благожелательно настроенным.
Её выдают за что-то равное по значимости блокчейнам, торрентам, нейронным сетям или электромобилям, 3D-печати или интернету вещей. Я не собираюсь никак оценивать вышеперечисленную группу разнородных явлений, просто эти тренды по какому-то стечению обстоятельств ныне в моде, вот и всё. Это не плохо, я полагаю, мода помогает оживить застойные болота, привлекает внимание, деньги, а, следовательно, и здравую критику. Все процессы в этих популярных областях начинают протекать заметно быстрее. В том смысле, что они очень быстро из моды могут и выйти.

Но вот, что в моду бы лучше и не входило так это то, что столь лицемерно ныне называют киберспортом!
Я категорически против такого позиционирования компьютерных игр, как чего-то значительного и заслуживающего внимания. Якобы это важно и полезно, якобы эти игроки как-то причастны к делу прогресса и светлого будущего.
И те, кто протирает штаны за очередной стрелялкой или стратегией, не безвольные задроты и игроманы, а провозвестники цифрового грядущего и ни много, ни мало спортсмены!
Мой разум восстаёт против подобной подмены понятий. Даже шахматы, строго говоря, не очень хорошо называть спортом, это правильнее называть спортивно-интеллектуальной игрой, наряду с шашками, го, наверное, и сложными карточными играми. Поэтому-то компьютерные игры уж чем-чем, а спортом-то уж никаким боком не являются.

Причисление компьютерных игр к видам спорта носит исключительно маркетинговый смысл, чтобы хоть как-то оправдать столь бездумное и печальное времяпрепровождение. Это не больший спорт, чем домино, игра в напёрстки или широко получавшие распространение в начале 2000-ых сложные карточные игры вроде Magic the Gathering…

Называть вещи своими именами им просто не выгодно. Говорить о настоящих преимуществах игромании по сравнению с остальными видами зависимостей, кого этим прельстишь? Кого призовёшь под свои знамёна рассказами о том, что ваше зло чуть меньше, чем зло конкурирующее?

Позвольте же мне коротко высказать своё отношение к компьютерным играм, как самому распространённому из современных зависимостей. Наркоманы и пьяницы постепенно отходят в прошлое, они скоро вымрут сами собой как класс, не оставив потомства. У игромании по сравнению с остальными зависимостями есть несомненные плюсы:
- она не столь разрушительно и не так быстро влияет на здоровье и не столь разрушительно на личность;
- при отказе и воздержании от компьютерных игр не возникает ярковыраженного негативного эффекта "ломки", как в случае наркотиков;
- в отличие от азартных игр компьютерные не вызывает столь скорого и печального финансового обнищания, любое обнищание чаще всего будет носить виртуальный (и интеллектуальный) характер.

В лице так называемого кибер-спорта мы наблюдаем то самое антиутопическое будущее, которым нас так часто пугают в фильмах вроде «Матрицы», где тела наши будут скованы пределами одной небольшой комнатушки и только мысль будет носиться где-то на виртуальных просторах выдуманного мира. Но в чём преимущества такого образа существования над реальным? То есть, очевидно же, его нет, за исключением, быть может, большей легкодоступности всех этих суррогатов удовольствия.

Распространение компьютерных игр - это попытка не тотального контроля над населением, по сути, бесполезного и всегда вызывающего протест и отторжение, а добровольный уход людей в матрицу, символизирующую собой всё большие и большие степени отвлечённости удовольствий и всех аспектов жизни - от их реальных прототипов в пользу вирутальных. Ведь очевидно, что человек, погружённый в мир компьютерных грёз, выйдет разве что на протест чисто виртуальный в какой-нибудь форум. Или максимум вызовет каскад репостов в социальной сети.

Но я всё же предпочту уйти от этих конспирологических теорий, которым может конца и края не быть, в сторону более насущных вопросов, которые меня также интересуют.
Удовольствия второго, а и третьего порядка значимости - вот, что заставляет меня удивляться и сомневаться в собственном рассудке и собственной актуальности, а не выжил ли это я из ума?
Я могу понять компьютерные игры (хотя и не одобрить), как аналог азартных игр.
Остатки здравого смысла наблюдаются и в просмотрах чужих прохождений игр, онлайн-баталий, но когда речь идёт исключительно о таких играх, где сложновато подобрать аналог из реальной жизни, то есть, например, стратегии или командные стрелялки. Мне неинтересны ни сами игры, ни возможность наблюдать за другими, но я теоретически понимаю возможность получать от такого удовольствие...

Но вот, что я понять, пожалуй, никогда не смогу, так это трансляции и ролики, набирающие огромное количество просмотров, огромную популярность, в которых геймеры состязаются друг с другом в виртуальный футбол! Странно не то, что люди играют в спортивные симуляторы, а то, что хоть кому-то может быть интересно на это смотреть. Вас это не удивляет?
Даже гипотетически трудно допустить возможность того, что виртуальный футбол хоть когда-нибудь сравнится со своим реальным прототипом! Ни по графике, ни по качеству трансляции, ни по прорисовке эмоций отдельных игроков. И, как писал ещё Чак Паланик, «жизнь фантастичнее вымысла». А в данном смысле, если вымысл станет фантастичнее реального спорта, какой во всём этом будет смысл? Он просто лишится правдоподобия.
И согласитесь, есть во всём это некая логическая уязвимость, некий изъян, несовершенство: вместо того, чтобы с друзьями выбежать на улицу и погонять мяч на площадке, делать то же самое, только на экране компьютера! Это имеет смысл только в том случае, если ты инвалид и насладиться прелестями реального спорта тебе уже не суждено, либо у тебя вообще нет никаких друзей.

Но оказалось, это ещё не конец истории.
Венцом этой истории коллективного помешательства стало, то что некие мастера скоростного нажатия на кнопки стали за весьма внушительные деньги приторговывать виртуальными командами и виртуальными игроками, то есть нашлись такие балбесы, что воспринимают этот виртуальный спорт настолько серьёзно, что готовы тратить на него состояния. И это не внутриигровые покупки, предусмотренные создателями игры, это в некоторым смысле инициатива самих геймеров опытных и только начинающих
О, безумный новый мир, где бы мне взять сил, чтобы переварить и осмыслить все эти новые веяния?

it, будущее, random thoughts, компьютер, интернет, размышления

Previous post Next post
Up