Я уже в третий раз, обсуждая открытия прошедшего года, в массовом порядке буду обсуждать отечественных диагональных, соотношение сил меж которыми удивительным образом варьирует от сезона к сезону. Безусловно, большую часть из них уже нельзя назвать открытием, но отдельные игроки достигли заметного прогресса или получили признание на совершенно новом для себя уровне. Или, о чём тоже иногда надо подумать, получили признание у зарубежных любителей волейбола. У меня есть амбиции донести до просвещённый Европы и Нового Света то, как мы видим это изнутри Суперлиги - этого бурлящего котла самых опасных волейболистов со всего мира. Почему именно отечественные диагональные, а не представители любой другой волейбольной профессии? В основном, из-за двух отечественных диагональных, о которых вы все и так отлично знаете: я буду говорить о них в начале этой главы обзора. Но за ними подтянулись и другие имена, блеснувшие, но на своём локальном уровне. Либо как Полетаев на уровне юношеской и молодёжной сборных страны, либо как Колесник на уровне «Ярославича», демонстрируя совершенно невероятные цифры игры в нападении. Но сказал А - говори Б, за этими игроками подтянулись и все остальные, о которых я говорил в прошлые сезоны. Наверное, это должно стать традицией, потому что, и это следует отметить особенно, диагональный в российском чемпионате - это фигура определяющая лицо клуба. И в российском чемпионате это выражено более сильно, чем во всех прочих первенствах.
Есть «Зенит» с Михайловым, был со Стенли, и это две разных команды. И пусть Грозер играет в «Белогорье» меньшую роль, чем Михайлов у казанцев, но с приходом немца началась новая эпоха в истории белгородского клуба. Павлов - определяющая фигура во всех командах, где бы он ни играл, и так далее. То есть, с одной стороны, фигура диагонального в нашем силовом волейболе имеет определяющее значение, с другой, это довольно дефицитное амплуа, что и вызывает повышенное внимание ко всем отечественным диагональным.
По итогам Универсиады в Казани мы отдельно отметили диагонального Гжегоша Бочека, тогда как самым ярким игроком этого амплуа был всё-таки наш волейболист Максим Жигалов. И именно он был признан MVP студенческой олимпиады. Максим стал главной ударной силой нашей команды, и, не особенно выбиваясь по возрасту из категории студентов, демонстрировал волейбол высочайшего уровня на протяжении всего турнира. Про Жигалова многие знали уже и до этой универсиады, но именно после летнего триумфа постепенно пришло осознание того факта, что Максим уже не тот, что прежде. Он вырос и стал совершенно другим игроком, обращающим на себя внимание не своим блоком или действительно разнообразной подачей, а прежде всего потрясающей игрой в нападении. При той нагрузке, которая была на него возложена, он демонстрировал великолепный процент эффективности в атаке. Во всей его игре была необъяснимая уверенность и лёгкость. Ладно, бог с ней с Универсиадой, но ведь Жигалов по сути ещё до Универсиады вытянул на себе финальные матчи Чемпионата России! А матчи Лиги Чемпионов уже в новом сезоне, где он уже куражился не во внутреннем, пусть и очень сильном чемпионате, а против опытных европейских бойцов.
И в этом году уже Жигалов определённо обходит в нашем виртуальном рейтинге получавшего травму также левшу Дениса Земчёнка из «Краснодара», который в 2013 году показывал прогресс гораздо более заметный, чем у Максима. И, на мой взгляд, Жигалов держится сейчас где-то на уровне Веттори, на которого он очень похож и по телосложению, лёгкости прыжка и той уверенности, с которой он привык играть в нападении. Другое дело, что по технике они абсолютно разные волейболисты.
Если бы в этом обзоре волейбольных открытий существовала бы отдельная номинация, посвящённая игрокам не то что бы вышедшим на новый уровень или сильно прибавившим в мастерстве, а скорее, получившим долгожданное признание на новом для себя уровне, то эту бы награду стоило вручить Николаю Павлову, дебютировавшему, наконец, в составе сборной России и тут же с выигравшему с ней Мировую Лигу. Раньше ему было невозможно войти в состав сборной России, поскольку единственную вакансию натурализованного иностранца в её составе занимал Александр Бутько, но в отсутствии Максима Михайлова выбирать не приходилось. И Николай получил заветное место в сборной. Безусловно, называть его открытием года как-то не с руки, мы знаем уже его в качестве одного из лучших диагональных Суперлиги уже много лет. На таком уровне Павлов играет приблизительно с 2007 года. Фактически, Павлов - открытием не является и открытием быть не может, но стоит в данном случае уважить иностранных любителей волейбола и формально отметить что ли некоторое продвижение Павлова по карьерной лестнице. Тем более что ему и индивидуальную награду успели подогнать в виде звания MVP Мировой Лиги - 2013. Затем была долгожданная победа на Чемпионате Европы, где нашему диагональному тоже стоило бы вручить какую-нибудь награду, и убедительнейшее выступление на Большом Чемпионском Кубке. На последнем турнире сезона сборных наши не сумели выиграть золото, но по смыслу победителями были именно российские волейболисты, так как сумели в очной встрече одержать драматичную победу над обладателями первого места - бразильцами.
В Павлове же меня до сих пор удивляет сочетание практически взаимоисключающих качеств, а уж как его появлению изумились иностранные любители волейбола остаётся только догадываться.
Во-первых, это его бомбардирские способности по набору огромного количества очков, нередко переваливающего через гроссмейстерскую отметку в 30 очков за матч.
Во-вторых, это его навыки нападающего, то есть высокая эффективность игры в нападении.
И, в-третьих, его лидерские качества, я имею в виду способность Павлова выиграть решающие очки в концовке партии, самому вытянуть победу за счёт решающего рывка в необходимый момент. Это то качество, которого, пожалуй что немного не хватало Максиму Михайлову.
Совмещение всех этих качеств в одном игроке, диагональном не самых обычных для диагонального габаритов делают Павлова поистине уникальным игроком. И я считаю, что именно его появление в сборной отчасти помогло довольно безболезненно пережить уход из сборной Сергея Тетюхина. Потому что Николай - воплощение игровой мудрости, он на диво разнообразный игрок. Редко кто совмещает в себе такую скорость выхода под мяч и умение столь неожиданно сменить темп и вдруг накатить из два по два. Павлов действует по ситуации, он успевает анализировать происходящее на той стороне от сетки. Будучи едва ли не самым быстрым диагональным современности, он умудряется очень здорово пользоваться огрехами при построении блока противником, и мало кто способен столь ювелирным образом пробивать по линии из двойки. Это всё делает его поистине уникальным игроком, технически и интеллектуально превосходящим большинство игроков, играющих на этой же позиции, на световые года.
Без сомнения на пользу Алексею Черемисину пошёл уход из «Зенита», где его место не совсем по делу было определено с самого начала на лавке запасных. Ведь, исходя из мастерства этого нападающего, соотношение игрового времени должно было быть, скажем, 40 на 60 в пользу Михайлова, конечно. А то, что было никак, кроме как глумлением над здравым смыслом назвать не получается. Я помню сезон Алексея в «Янтаре», когда он просто метеором пронёсся по небосводу нашей Суперлиги. Тогда он тоже был, кстати, неосновным в Калининграде. Потом его сменил выздоровевший Динейкин. И, может быть, зря. Теперь же Алексей отрабатывает за все “пропущенные” годы, играя на позиции основного диагонального «Газпрома-Югра», стабильно входя при этом в пятёрку лучших бомбардиров чемпионата.
Наверное, о приглашении в сборную пока думать рано. Но этот нападающий, как никто другой, хорош при выходе с лавки запасных: уж в этом-то он поднаторел. Помимо всего прочего у него сохранилась очень острая подача. И нельзя забывать об эффекте неожиданности и неизученности игрока. Взять да и выставить его на Мировой Лиге против итальянцев - ого-го какой эффект будет! Хотя иногда Алексею трудновато бороться со стационарным групповым блоком, и при этом в этих ситуациях ему как будто бы лень использовать весь свой игровой интеллект, чтобы отыграться или выбрать другую траекторию… Силой в этих ситуациях он никогда не мог решать в отличие, скажем, от Михайлова. У него не было того импульса и умения энергию разбега правильно переводить в энергию летящего мяча в нужном направлении. У Черемисина разбег - отдельно, удар - отдельно, т.е. как-то не работало передаточное звено в виде корпуса. Хотя у него есть свои козыри в виде более пластичной кисти, в виде более зрячей и прозорливой игры, чем у Михайлова! На данный же момент Черемисин возвращается куда-то на современный уровень Павла Круглова, - диагонального одного из топовых клубов Суперлиги, однако при этом не являющимся определяющим игроком в своём клубе. Спору нет, «Динамо» котируется выше сургутской команды, но и Черемисин смотрится в нападении на уровне своих доигровщиков, а в составе бело-голубых солирует всё-таки Денис Бирюков.
Поначалу скептическое отношение к Андрею Колеснику на позиции диагонального: всё-таки Плужников мне казался более адекватной кандидатурой на это место сменилось удивлением и уважением. Этот диагональный может ошибаться, но он определённо не ломается от поставленных на нём блоков. Кроме того, как показали матчи плэй-аута, у него какая-то удивительная выносливость: он без видимых проблем атакует 50 раз за 4 партии и набирает всего 27 очков на следующий день после того, как в матче против «Искры» набрал 33 очка! Мама родная, он просто пулемёт какой-то! Но Андрей должен был отдельное спасибо сказать Хамутцких, который также провёл феерический матч. Эти шикарные скоростные пасы в двойку дорогого стоят. Погубило «Ярославич» не крен в сторону Колесника при игре в нападении, а как раз то, что никто другой забить не мог.
Помяните мои слова, если Колеснику будут доверять столько же, сколько сейчас из него получится новый Максим Михайлов! Ведь у него и подача отменная в наличии и блок хороший периодически прорезается. Но пока на сегодняшний момент мы можем констатировать, что из 3-ёх основных качеств диагонального нападающего: умения забивать много, играть с высокой эффективностью и выигрывать ключевые, решающие мячи на должном уровне у него находится лишь первый навых
Посему возникает единственный вопрос, а как он играет в приёме? И как показали некоторые матчи уже 2014 года, - видимо, не очень хорошо.
Павел Мороз в сезоне 13-14 пошёл на повышение в Новосибирск, и некоторые уже стали задумываться о том, не говорит ли это уже и о возможном появлении мощного диагонального сибиряков и в сборной России? Как оказалось, нет. Авансы были преждевременными. В 2013 году у Мороза в игре наметился некий кризис, и в общей табели о рангах он сполз немного вниз. И теперь в гонке за место диагонального сборной Павел находится на почётном 4-ом месте, и то это по мнению самых оптимистично настроенных товарищей. Помимо Михайлова и Павлова, наверняка, перед ним успеет проскочить и белгородский левша Максим Жигалов.
Моменты красивой вдохновенной игры или хотя бы просто с задействованием его собственной природной мощи в исполнении Мороза стали большой редкостью. Он стал напоминать худшие образчики игры раннего Яна Штокра до его перехода в «Тренто». Я говорю не о каком-то сходстве в моторике движений, а скорее в формальном результате и исходных данных: игрок берёт мяч на огромной высоте и в острой манере играет в нападении так, что мяч пересекает плоскость сетки на уже достаточно небольшой высоте. И в итоге такие игроки часто бывают довольно бесцеремонно останавливаемы блоком без какой-либо возможности подстраховки. Что делать Морозу и куда дальше двигаться? - лучше всего спросить лично у Штокра, благо он сейчас в нашем чемпионате и смотрится Краснодаре великолепно. Это либо, как чешский диагональный, учиться атаковать не через руки группового блока, а по рукам, так сказать в манере силового наката, либо серьёзно расширять спектр возможных направлений для атаки, и искать некие способы, трюки для передёргивания игры, как это делает временами очень здорово Грозер.
Печально, но для некогда одного из самых перспективных российских диагональных, который несколько сезонов назад котировался однозначно выше Жигалова, шёл на одном уровне с Павлом Морозом, будучи его одногодкой и имея над определённые стилистические преимущества, и считался адекватным ответом на “украинскую угрозу” в лице Константина Бакуна, 2013 год складывался ещё хуже, чем для Павла Мороза.
Я говорю о Василии Носенко, и том, что он, наверное, несколько недооценивал веру в него руководства сургутского клуба и то, на что они были готовы ради него пойти и шли, в общем-то. Но, как говорил в интервью Хабибуллин, Василий выбрал свой путь, перейдя сперва в «Губернию», затем в сезоне 12-13 в Краснодар, а уже в нынешнем сезоне в «Тюмень».
Причём в прошлом сезоне ему отчасти повезло, так как он был обречён сидеть на лавке под Денисом Земчёнком, но у того случилась пренеприятнейшая травма, а Яковлева, как на грех, они уже отдали в «Искру». И доигрывал сезон в Краснодаре уже Носенко на позиции основного диагонального, да так, что они оканчивали его уже плэй-ауте, а его самого подменял Антон Ботин! Очень невысокий, правда достаточно резкий доигровщик с хорошей подачей. Не берусь, чем был вызван такой резкий спад в игре Василия, возможно, имела место некая неизвестная мне травма, но, появляясь на площадке, он выглядел крайне неубедительно.
Новый сезон 13-14 он начал твёрдо игроком второго состава под приглашённым диагональным из Болгарии Николаем Учиковым, который отнюдь не торопится уступать ему место основе, хотя раньше Носенко вполне бы мог и сам вытеснить его из стартового состава.
В его игре в прошлом 2013 году наблюдалась ситуация, обратная той, в которой находится ныне Мороз: Носенко, напротив, всегда отличался неплохим умением играть по рукам блокирующих, да только линия блокирующих топ-клубов, скооперировавшись с собственной защитой, умудрялся сохранять эти мячи в игре. В прошлом же году такая участь стала постигать практически все атаки Носенко, он перестал добивать до пола, а это серьёзный недостаток. И суровые требования настоящей эпохи таковы, что для диагонального Суперлиги лучше быть таким дуболомом, как Мороз, чем гладить мяч, как Носенко…
И напротив его фамилии мы, подобно сводкам биржевых котировок, ставим красную стрелочку, направленную вниз: курс акций Василия Носенко стремительно ползёт вниз.
А вот развитие Константина Бакуна идёт строго монотонно и, что приятно, развитие это - в положительном направлении. Украинский нападающий «Факела» за 2-3 сезона вырос в одного из самых сильных диагональных Суперлиги. Особенного прогресса в 2013 году я не заметил. Но главное - он не сбавил, а приход в «Факел» Валерио Вермильо, ранее в Италии игравшего с Омрченом и Феи, позволил Бакуну раскрыться в ещё большей степени. К концу 2013 - началу 2014 он шёл в тройке лучших бомбардиров суперлиги, периодически меняясь местами с Павловым и Штокром, однозначно лучшим блокирующим среди диагональных, игроком, заметным на подаче, но среди диагональных уступающим Михайлову и Нильссону, и лучшим игроком чемпионата, если говорить о количестве набираемых очков за партию! Хотя по разнице выигранных очков и допущенных ошибок он пока уступает всем своим основным конкурентам.
Но самое главное - это всё-таки визуальные впечатления от его игры: такого сочетания высокого прыжка и мощной атаки нет ни у кого в нашем чемпионате, может быть, кроме Грозера, но Грозер уязвим перед лицом плотного группового блока, то есть уязвим в большей степени, чем Бакун. И, чем чёрт не шутит, когда-нибудь мне бы очень хотелось увидеть Константина и в сборной России!
По идее, в этом месте я должен был говорить о молодом даровании по имени Виктор Полетаев - нашем слегка запоздалом ответе Вильфредо Леону и кубинской системе подготовки молодых волейболистов. Однако, увидев, сколько времени этот молодой диагональный получает во второй половине сезона в «Зените», я решил отложить этот разговор на следующий год. Как вы уже знаете, свои обещания в этом смысле я привык выполнять!