Языческий курган XVII века - долгожданные подробности

Mar 01, 2011 09:57

Лев Рудольфович Прозоров пишет: http://smelding.livejournal.com/395966.html



Древнерусский курган. Не тот, но примерно такой же.

Известие, которым  бы должен поделиться неделю еще назад.
Год тому я писал о найденном археологами языческом погребении  в кургане, датированном XVII веком (на самом деле еще веселее - рубежом XVII-XVIII)., найденном между Москвой и Тверью примерно на середине разделяющего их расстояния.
И вот сейчас открытие археологов опубликовано в сборнике Археология Подмосковья: Матеиалы научного семинара. Выпуск 7. М.: Институт археологии РАН, 2011. Находке посвящены цлых ри статьи в сборнике:
Зоц (Захарова Е.П.) Раскопки одиночного кургана Холмы(с 405-411), Орфинская О.В. Исследования рганических материалов из двух захоронений кургана Холмы (с.412- 421)и Столярова Е.К. Стеклянные бусы из раскопок одиночного кургана у деревни Холмы(422-427).
Вкратце: .Место расположения - северная часть Московской области. Классический древнерусский курган высотой в 2 метра, и диаметром в 6-7 метров, обнесённый, опять-же классическим кольцевым ровиком оказался практически языческим погребением конца XVII-го века. Автор доклада дважды замечала - «конца XVII, начала XVIII веков». Курган содержал два трупоположения с юго-западной ориентацией. Оба погребения женские. Первое погребение содержало останки женщины 38-40 лет, и через некоторое время было дополнено вторым погребением женщины 20-ти лет. Антропологическое исследование показало (в этом уверена автор доклада), что женщины не состояли в кровном родстве. Оба погребения были совершены в разное время, и эту разницу установить не удалось. Только потом была произведена насыпка кургана. Как я уже говорил, курган обнесён несомкнутым кольцевым рвом, который имел углистое заполнение. Антропологический анализ не указал на наличие инородного элемента в облике. Это были славянки. Сохранились фрагменты причёски, головного убора и некоторый погребальный инвентарь. Волосы старшей женщины были заплетены в три косы таким образом, что две боковые косы были скручены в спираль и закреплены на висках, а центральная коса обвязана вокруг затылка. Головной убор старшей представлял собой жёсткую конструкцию на войлоке, очень напоминающую сороку. Судя по расположению костей ног, тело умершей было плотно спелёнуто, вокруг костяка имеются следы древесного тлена. Аналогично обустроено погребение молодой женщины. Её головной убор представлял собой льняную очельную ленту которая вплеталась в косу и завязывалась шнурками на затылке. К погребению молодой был приклад в виде кожаной сумки, в которой находился мешочек с бусами и текстильная кукла пеленашка. Приклад располагался под телом. И ещё: согласно документам, в конце XVII-го века в окрестностях курганника не было церкви.

Вот такие вот дела. Датировка точная - остатки тканей и украшения однозначно принадлежат концу XVII века. Обряд погребения под курганом - языческий (стоит вспомнить хотя бы, как княгиня Ольга завещала сыну Святославу ни в коем разе не насыпать над ее могилой кургана)

Прозоров, символизм, Русь, славяне, архетипы

Previous post Next post
Up