Интерпретация символов «глаз единорога» и «дельфин на фоне квадрата». Эссе

Feb 28, 2011 15:48

© О.В.Сучкова «Интерпретация символов «глаз единорога» и «дельфин на фоне квадрата» как психотерапевтической символики». Эссе. Тверь, Россия, 2011
© Ольга Владимировна Сучкова, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии Тверского Государственного Университета, выпускница 21 группы Базового курса Позитивной Динамической Психотерапии, Тверь, Россия, 2011

I «Глаз единорога»

В геральдике единорог имеет голову и тело лошади, хвост льва, ноги и копыта оленя и перекрученный рог в центре лба. Довольно необычное мифическое создание - соединение травоядного с элементами хищника (хвост льва) и при этом доброе. Персонаж многих историй в стиле фэнтези, например, у Андреа Нортон есть произведение «Год единорога».

Согласно методологии работы с символами, следует сложный символ разложить на более простые. И в нашем случае вписать символ в более общий контекст, т.е. рассмотреть кроме глаза, круга и единорога тоже. Будем двигаться индуктивным методом - от простого → к сложному.

Круг

Глазное яблоко, изображенное на рисунке, представляет собой круг.
«Универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность». (Здесь и далее курсив мой).

В данной интерпретации символики просматриваются взгляды К. Юнга и В.Н. Мясищева (и не только их), слова индикаторы здесь «целостность», «бесконечное» и «самость». Целостность - это показатель психически здоровой и благополучной личности, в общем, эти показатели и есть цель психотерапии. И личность и отношения характеризуются потенциальностью, никогда не реализуются полностью, в своем роде бесконечны.

«Самость - согласно К.Г. Юнгу - своеобразный центр коллективного бессознательного, его архетип - центральный из архетипов, своего рода образ Бога в человеке. Недостижимая инстанция в процессе индивидуации, путь к коей во внутреннем странствии вечен» [Головин С.Ю. Словарь практического психолога].

Согласно Р. Ассаджоли, самость относится к высшим составляющим психики: 1) самость высшая - своего рода «внутренний бог»; 2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания.
«Юнг представляет себе истинный центр души в виде созидательного источника, из которого появляется жизнь и начинается развитие, и этим источником (одновременно и парадоксально уникальным, и универсальным, биолог. и трансцендентальным) является Самость» [Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах Психологическая энциклопедия].

«Он (круг) как циркулярность и сферичность это отрицание времени и пространства, но означает также возвращение, возвратное движение. Это небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бог».
Как личность, так и отношения постоянно должны развиваться, если этого не происходит, наступает деградация. Один из принципов позитивной динамической психотерапии - принцип динамики, согласно которому человек способен постоянно развиваться. В продолжение трактовки символики круга в контексте трех принципов, важно отметить, что круг соотносится с принципом гармонии. В то же время в развитии неизбежны кризисы, завершение определённых жизненных циклов.

«Круг с точкой в центре олицетворяет полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании». «В алхимии круг с точкой посредине - это Солнце и золото».
Глаз как раз представляет собой круг с точкой в центре. Самоактуализация, осуществление своих возможностей является желаемым для личности и целью развития, нередко целью совместной работы клиента и терапевта. Где в качестве объективных показателей выступает улучшение качества жизни. По К.Г. Юнгу в личностном развитии наступает этап «Rubedo» (мир красного золота) - вершина цикла, синтез на новом уровне.

«В буддизме Круг - колесо сансары, включающее в себя все в мире феноменов».
Таким образом, символ круга всеобъемлющий, указывает на целостность, цикличность и имеет позитивный окрас (и слово «позитивный» здесь не случайно). Подобная интерпретация круга звучит довольно глобально и с психологической и с мировоззренческой позиций.

Глаз

«Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе». «Глаз сердца - это знак духовного озарения, интеллектуальной интуиции. У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, пылающая жемчужина, - это духовное сознание и трансцендентная мудрость». «У индусов третий глаз Шивы (жемчужина в середине лба) представляет собой духовное сознание, трансцендентную мудрость». «В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления». «Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания».

В восточных традициях символика глаза наделяется разумом, интеллектом, интуицией и мудростью. В этом мне видится высший уровень развития психотерапевта - уровень бессознательной компетенции. Разум, интеллект формируются на уровне приемов и технологии. Потом с опытом приходит мудрость и развивается интуиция. Способность к духовному видению и пониманию можно трактовать как эмпатию - качество необходимое психологу консультанту.

«Является символом бдительности, ясновидения, всеведения». Психотерапевт должен быть бдительным, наблюдательным, должен увидеть нужное, например, разглядеть возрастной кризис и проблемы роста, отличить истинный запрос от декларируемого и т.д.

«С ним (с глазом) связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной». «Глаз, взгляд может связываться с созиданием. В одном из мифов индуистской традиции Кришна породил все живое силой своего взгляда».
В данном тезисе просматривается принцип динамики, на это указывают слова «энергия, сила». Поскольку ПДП - это психодинамический метод, то важно учитывать наличие витальной энергии. Созидание и разрушение можно интерпретировать как различные направления движения: личность может развиваться, а может и деградировать.

Можно предложить и другое объяснение этого положения. Личностный рост сопровождают кризисы, чтобы возродиться в новом качестве, нужно разрушить старое, неэффективное.

«С одной стороны, это мистический глаз, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита, стабильность и целеустремленность, но с другой - ограничение видимого».

Психическая реальность гораздо многообразнее и богаче, чем ее научное описание. Зачастую конкретные проявления, и результаты исследований и практической работы, не укладываются в готовые схемы и теории. И тогда нужна научная работа, новые исследования; и психологам-ученым открываются новые горизонты.

«Ограничения видимого» также можно трактовать как труднодоступность бессознательного. Его мы можем наблюдать опосредованно: через образы, символы, ассоциации, сновидения. Если уж на то пошло, то вся психика недоступна восприятию непосредственно, только поведенческие проявления.
Таким образом, глаз мы можем сравнить с «зорким» оком психотерапевта, обладающего профессиональной компетентностью, интеллектом, интуицией и способностью заглянуть «за». Это, то к чему стоит стремиться консультанту.

Единорог

Нахожу емким и привлекательным описание единорога в китайской традиции. Рассмотрим подробнее.
«У китайцев единорог часто отождествляется с цилинем (vs килинем), одним из четырех духовно одаренных животных, он - суть пяти стихий. Если он изображается белым, то это лунный символ, инь, животное, но как цилинь, он представляет собой союз инь и ян. Он символизирует мягкость, доброжелательность, добрую волю, блаженство, долгожительство, великолепие, мудрое правление». «Считался олицетворением умеренности, предвестником рождения справедливого правителя, символом миролюбия». «Согласно древнейшим толкованиям, единорог воплощает добродетель гуманности, человеколюбия».

Психотерапевт должен обладать человеколюбием, проявлять в отношениях с клиентом гуманность, доброжелательность, обладать гуманистическим видением природы человека. Единорог - суть пяти стихий, «5» - символ человека. Не случайно это существо олицетворяет умеренность, умеренность в свою очередь заложена в принципе гармонии - одном их трех принципов позитивной динамической психотерапии.

Заслуживает внимания цветовая символика при описании единорога.
«Согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза». «Рог единорога воспринимается как изображение солнечных лучей, как знак интеллекта. В зороастризме - воплощение чистой силы, которой был побежден Ангро-Майнью». «Его шкура имеет пять цветов - красный, желтый, синий, белый и черный». Потрясающая аналогия - три основных цвета, три принципа: динамики, гармонии, надежды.

«В китайской притче 9 века написано: «Всем известно, что единорог - существо иного мира и предвещает счастье...». Можно с некоторой долей условности отнести психотерапевта к существам иного мира. Мира научного психологического сознания, которое отличается от житейского, от обыденной психологии. «Счастье» можно перевести на научный язык как субъективное благополучие, эмоциональный комфорт, удовлетворенность жизнью. А не это ли одна из целей консультанта (разумеется, наряду с объективными изменениями) - благополучие клиента.

«Символизирует лунное женское начало, целомудрие, чистоту, девственность, совершенное добро, достоинство, силу разума и тела». «.. его рог помогает обнаружить в воде яд и обезвредить его». Здесь наблюдается высоконравственные качества, которыми должны обладать люди помогающих профессий; умения и способности работать с негативными явлениями, например, психотравмами («обезвредить яд»).

Если интегрировать все эти составляющие: глаз, круг, единорога в целом, то получаем цели психотерапии и профессионально важные качества консультанта.

II «Дельфин на фоне ромба (квадрата)»

Дельфин

Для начала обратимся к физиологическим особенностям этих удивительных морских млекопитающих, которые тоже могут служить своего рода символами психотерапии, в том числе позитивной психодинамической. Приведу ряд аналогий.

У дельфинов отлично развит слух; консультанту необходимы умения слушать клиента. Дельфин «видит» не только внешние характеристики предмета или существа, но и его внутреннее строение. Психолог видит не только внешность и поведение человека, но и делает выводы о его внутренней психической реальности. Наконец, осуществление терапии. Несколько десятилетий назад установлено, что возможна дельфинотерапия, животные помогают детям в лечении посттравматических расстройств, аутизма и т.д.

Дыхание дельфинов это волевой процесс, контролируемый мозгом, поэтому дельфины никогда не спят «полностью». Когда одно полушарие спит, другое бодрствует и контролирует процесс дыхания. Т.е. получается, что они дышат «осознанно» (такая вот метафора). Вспомним, что по В.Н. Мясищеву отношения должны быть осознанными и чем более зрелая личность, тем больше осознанности в жизни. Согласно А.Ф. Лазурскому сознательность - это один из критериев перехода с уровня на уровень человеческого существования.

Обратимся к символике дельфина в различных культурах.

«Символизм дельфина происходит напрямую из природного дружелюбия, игривости и сообразительности этого морского млекопитающего. В греческой, критской и этрусской мифологиях сами боги путешествуют на дельфинах. Считалось так же, что дельфины спасают тонущих героев или доставляют души на Острова Блаженства». «Спасение, превращение, скорость, мощь моря, любовь». «Он также выступает в качестве символа морской стихии, свободы, радости, благородства».

В данном случае прочтение может быть таким: благородный, дружелюбный психотерапевт, который сопровождает и спасает человеческие души, ведет к радости. (Звучит как миссия).

Квадрат. Ромб.

«У пифагорейцев квадрат символизирует душу». Дельфин на фоне квадрата - душа и ее добрый провожатый.

«Олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес, земное существование, статичную безупречность и совершенство, неизменность, интеграцию, четыре элемента в их статическом аспекте, божественное проявление в творении».

«Он (квадрат) означает также честность, прямодушие, искренность, моральность». Здесь мы видим личностные качества, которые нужны специалисту при работе с другими людьми, тем более психологу. Сопровождая клиента, он ведет его по пути совершенствования.

«Четырехугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности». «У индийцев квадрат - основной символ, являющийся архетипом порядка во вселенной, стандартом пропорции и идеалом для оценки человека. Он - основание храма или любого иного священного центра и представляет собой сбалансированное совершенство формы». Квадрат символизирует некий эталон, идеал к которому следует стремиться человеку, упорядочивать свою жизнь.
Наложив дельфина на квадрат, мы получаем профессионального, личностно развитого и высоконравственного психотерапевта, который помогает людям в психологическом плане, ведет их души к порядку, к становлению и к идеалам. Помогает идти к реализации себя в четырех сферах жизнедеятельности: телесности, результативности, социальности, духовности.

«Действовать на квадрате означает конфуцианский максимум: не делай того, что не желал бы для себя».
___________________________________________
*Примечание. Цитаты в кавычках без указания ссылок - это цитаты из словарей символов.
Этим объяснение символики не исчерпывается, есть еще широкое пространство для интерпретаций.

эссе, Тверь, позитивная динамическая психотерапия, Сучкова, Базовый курс

Previous post Next post
Up