New Wave producers, Part I - Colin Thurston

Jan 19, 2013 00:21


Некоторые западные термины у нас в России волею случая обретают совсем не то значение, какое в них вкладывалось первоначально. Один из таких терминов - «продюсер». Кто только таковым себя не называл - и небезызвестный Айзеншпис, и, прости, Господи, Киркоров, и даже какая-нибудь Яна Рудковская. Хотя совершенно нет уверенности в том, что и эти, и многие другие люди, так себя окрестившие, в принципе имеют (-ли) представление о студии, знали, с какой стороны подойти к микшерному пульту, или в курсе, чем аранжировка отличается от сведения. Видимо, просто «мне нравится слово» (с) - хотя, в сущности, это обычные менеджеры. Но, каковы бы ни были причины, произошла подмена понятий - причём подмена, оказавшаяся очень и очень живучей.

Что представляется обидным - ведь на Западе продюсер всегда был фигурой едва ли не ключевой. В отличие от менеджера, который, если кто вдруг не знает, занимается ведением дел подопечного артиста, проталкивает его всюду, защищает интересы и, по сути, ведёт карьеру, продюсер занимается тем, как артист будет звучать, управляя студийной стороной на всех её этапах - от собственно выбора студии, часто подбора музыкантов, а также создания продуктивной творческой атмосферы до окончательных миксов, которые и пойдут в тираж. С творческой точки зрения выбор продюсера не менее важен, чем выбор менеджера - с точки зрения коммерческой. Ушлый менеджер может вытащить наверх и довольно посредственную личность, так же, как хитрый в своём деле продюсер - сделать милым уху не особенно интересного самого по себе исполнителя (обратные ситуации также верны). Как следствие - и в отличие от менеджера, - продюсер сам по себе может стать «звездой»: в том случае, если научится угадывать, какой звук прельстит публику, либо же выработает приёмы, которые будут отличать его работу от работы других продюсеров (в таком случае даже говорят о «звуке» того или иного профессионала), если будет регулярно выдавать хиты, а ещё лучше - суперхиты.

Первым таким продюсером стал, пожалуй, Джордж Мартин, которому знаменитые «битласы» обязаны значительной долей своего успеха (достаточно сравнить альбомы «Let It Be» и «Let It Be... Naked»). С тех пор в популярной музыке подвизалось много умельцев студийного мастерства, готовых обслужить как начинающих, так уже и состоявшихся артистов. Да и сами артисты начали проявлять недюжинный интерес к процессу выработки звучания своих записей - причём стало очень престижно прославиться в качестве не только вокалиста или инструменталиста, но и продюсера. Считалось, что, спродюсировав самого себя, артист переходит на иной уровень, берёт карьеру в собственные руки, его можно считать состоявшейся творческой единицей. И особенно это верно для «новой волны», исполнители которой пристальное внимание уделяли выработке и развитию собственного саунда - потому на пластинках 1980-х очень часто встречаются т.н. co-productions, т.е. совместные работы артиста и приглашённого профессионала.

Шоу-бизнес по необходимости концентрируется на фигуре исполнителя (-лей). Для «новой волны» и это особенно справедливо. Жанр сильно зависел от развития новинок музыкальной технологии, но сами музыканты в них зачастую особо не разбирались - и вот тут огромный вес приобретали продюсеры, которые могли поправить дело своими знаниями и умениями. Порой такие люди становились полноправными участниками творческого процесса и расставание с ними сказывалось на карьерах артистов не самым лучшим образом. В то же время, работа продюсера и даже сама его личность зачастую оказывались на периферии внимания публики.

Я решил сейчас начать очередную, еженедельную серию, посвящённую влиятельным звуковым кудесникам 80-х. Не то чтобы я стремлюсь исправить описанную абзацем выше ситуацию - возможно, она сложилась естественным путём и по-другому и быть не могло. Однако считаю нелишним познакомить интересующихся с продюсерами, принявшими участие в выработке звука «новой волны», сделавшими его таким, каким он нам полюбился. Нам встретятся люди, которые работали с целым сонмом «звёзд», практически вездесущие и незаменимые, люди, заслужившие себе отдельное место в музыкальном пантеоне.

Начнём с одного из наиболее заслуженных и, в то же время, одного из наиболее обойдённых вниманием тружеников студийного ремесла - с Колина Торстена. Его послужной список говорит сам за себя: начав звукорежиссёром на альбомах боуиевской «Берлинской трилогии» (в т.ч. на знаменитых «Heroes»), он вскоре сам стал руководить творческим процессом и оставил свой след в карьерах таких грандов, как HUMAN LEAGUE, DURAN DURAN, TALK TALK, KAJAGOOGOO, LANDSCAPE, Говард Джонс, Гари Ньюман - а также артистов рангом ниже и сильно ниже. Его работа не прошла незамеченной профессионалами: многие артисты и коллеги говорили о его «музыкальном подходе», «чёткости и ясности», «умелой организации материала». Публике же он практически неизвестен - хотя вывел в люди, к примеру, DURAN DURAN, безусловную группу №1 в жанре в 1982-85-х, сумев организовать их в слаженную (хотя бы в студии) команду и придать их песням необходимый лоск и если не оригинальность, то во всяком случае коммерческую привлекательность и свежесть. Гитарист DD Энди Тейлор впоследствии писал, что Торстена можно считать самым важным продюсером в истории коллектива, собственно и определившим направление их движения.

К сожалению, коммерческий успех сопутствовал Колину на весьма небольшим временном отрезке - это примерно 1981-83-й, несмотря на то, что его карьера охватывает более 20 лет. Однако если отсутствие крупного успеха его проектов до этого временного отрезка объяснимо медленным вхождением в моду «новой волны» и, в особенности, электронной музыки, в выработке звучания которой ему принадлежит видная роль, - то снижение отдачи позднее объяснить сложно. Разве что довольно быстрым выходом «новой волны» из моды - поскольку стандарты качества Торстен не опускал, даже работая с откровенно коммерческими актами. В его подходе прежде всего заметно пристальное внимание к ритм-секции - лидер TALK TALK Марк Холлис даже как-то жаловался, что «общий звук DURAN DURAN это басовый барабан» (намекая, видимо, и на свой состав). В то же время он добивался аккуратного, плотного и, при этом, воздушного звучания, в котором особое место принадлежало вокалу. Порой это приводило к тому, что звук смягчался - как произошло с некоторыми гитарными составами, представленными в подборке, - и вызывало критику в адрес продюсера. Однако безусловно, что Торстен умел создать коммерчески привлекательный звук и ценился за это если не публикой, то уж точно коллегами и музыкантами.

Увы, с начала 90- его карьера фактически сошла на нет, а в 200-м после продолжительной болезни Колин умер.

Я сделал обзор его творчества, собрав то, что смог найти, по принципу «один артист - одна песня». Набралось три десятка номеров, так что у сборника будут три части, по десять композиций в каждой. В основном это синглы, но есть и избранные альбомные композиции в ом случае, когда Колина не допускали до синглов. Расположил я песни в хронологическом порядке выхода, так что наблюдается некоторая стилевая мешанина - но это даже и лучше, ибо демонстрирует, что Торстен не был одномерным продюсером, мог на равных работать как с электронщиками, так и с рокерами. Никакой дополнительной обработки звука я не делал, так что уровень может немного «плавать» от песни к песне, но не критично. Да и в любом случае выкладываю их с исключительно ознакомительной целью под честное слово по прослушивании сразу удалить, а понравившиеся песни купить на официальных CD или на оригинальных винилах!

В заключение - буду благодарен за рекламу и за отзывы, конечно.

Part I:
01. Magazine - Rhythm of Cruelty
02. Cowboys International - Nothing Doing
03. Interview - You Didn't Have to Lie to Me
04. The Human League - Empire State Human
05. The Only Ones - Trouble in the World
06. Landscape - European Man (7")
07. The Carpettes - The Last Lone Ranger
08. Our Daughters Wedding - Lawnchairs (12")
09. Duran Duran - Girls on Film
10. Bow Wow Wow - Jungle Boy (LP)

Part II:
11. Classix Nouveaux - Never Again (7")
12. Siam - Catrix
13. Secret Affair - The Big Beat
14. Talk Talk - Today (7")
15. Miro Miroe - Nights of Arabia
16. Victims of Pleasure - When You're Young
17. Kissing the Pink - The Last Film
18. Philip Jap - Red Dogs
19. The Photos - There's Always Work
20. Kajagoogoo - Ooh to Be Ah

Part III:
21. Loz Netto's Bzar - Fade Away
22. Howard Jones - New Song
23. East of Java - (Taipo Say) Drum (7")
24. Immaculate Fools - Immaculate Fools
25. U-Bahn X - Young Hearts of Europe
26. Gary Numan - Your Fascination
27. Flip - That's What They Say About Love
28. Neo A4 - Say This to Me
29. Sally Oldfield - Natasha
30. Camouflage - Handsome

producers, mp3

Previous post Next post
Up