Ещё одна штука, на которую я набрела вроде и не первый раз, но как-то более конкретно - это то, насколько для меня естественность = правильно, а искуственность = неправильно.
Начиная банально с физиологии, мне совершенно норм запах пота, волосы и прочее, но совсем не норм макияж, ногти и вот это всё, что как-то слишком сильно меняет внешность. То есть например просто яркий макияж збс, а вот уже со всей этой современной подготовкой кожи и деланием из человека другого человека - прямо вот вообще не вызывает никакого интереса. Обычный лак для ногтей вощем норм, но вторые ногти наслоенные на первые и с кучей рисунков - ээ гыгы прекол ыыы, а не «ух ты». Мне нравится самовыражение в одежде, но если эта одежда выглядит как-то так, что её можно носить только соблюдая тыщу условий, иначе она с тебя свалится или сорта - то мне на неё физически мучительно смотреть.
И такое же ощущение у меня возникает от каких-то неестественных форм социализации. В этом смысле психотерапевт - это очень искусственная среда.
Пояснение: есть очень разные модусы взаимодействия с терапевтом, и например если у меня есть совершенно конкретный запрос, то пойти за деньги с запросом к опытному специалисту - это совершенно естественная штука, так веками шли к любым учителям/мудрецам и т.д. Но вот психотерапевт как человек, валидирующий какие-то мои ощущения, работающий с моими страхами и ещё более экзистенциальными запросами вызывает во мне просто непрерывное ощущение диссонанса. *В жизни* не существует таких механик взаимодействия с живым человеком, и в результате у меня получается что-то вроде «я конечно что угодно могу о себе рассказать и кому угодно, но зачем?» Ну то есть понятно, что если у тебя просто нет никакого человека, с которым ты можешь обсудить что-то подобное, то лучше обсудить за деньги с хорошим специалистом, но есть в этом что-то от «потрахаться с проституткой за деньги». То есть вопрос не в том, что специалист на самом деле тебя не любит (никакого самого дела нет), ты и сам не выбрал бы в друзья, просто вся ситуация совершенно глубоко искусственна.
Кажется, часть моих проблем с играми (вернее с моей полной неспособностью получать интерес в них) идёт в ту же сторону: вот когда в детстве говорят «а давайте, как будто...» - это очень естественная штука, и она вызывает то внутреннее дрожание чувства игры. А когда я вижу условную карточную игру с кучей правил, я просто не могу понять, *зачем* это искусственное нагромождение правил.
Мне нравится видеть, как правила естественным образом выкристаллизовываются в процессе взаимодействия, но очень долго я по этой причине абсолютно не выносила формализм - потому что это ощущалось чем-то совершенно искусственным. Уже потом я в какой-то момент ухватила мысль, что он тоже развился по естественным причинам (но всё равно мне очень плохо в формальных взаимодействиях).
В этом смысле пуританство, запрет на какие-то слова в соцсетях и прочие этикеты, лево-повесточковые современные или старинные, мне не нравятся - потому что по моим ощущениям, жызни там нет, а не потому что я как-то этически против и считаю что все должны терпеть когда их кроют хуями.
Ну то есть очевидно появляется вопрос, а что я собсно называю искусственностью и естественностью. На самом деле, так же как и способность к подражанию, способность к созданию чего-то совершенно искусственного - это основа цивилизации. Ну и более того, очевидно, как искусственность связана с искусством, а искусство я считаю вообще самой важной вещью во всех мирах. И существует целая куча вещей, которые я не переносила именно из-за искусственности, но потом как-то врубилась в это и пересмотрела.
Например, ритуал. Сейчас я считаю хорошо продуманный ритуал, в котором сочетаются смысл и строгая форма, одним из выражений прекрасного. Скажем, если ты режешь оливье потому что ну новый год же, как без него - это для меня какая-то печальная грань искусственности как безжизненности, но если ты режешь оливье потому что это твой новогодний ритуал, создание и поедание оливье - то это уже грань искусственности которая приближена к искусству.
То есть вот есть какая-то грань искусственности, которая для меня граничит с безжизненностью. Типа как если ты нанес сорок слоев макияжа, надел неудобные каблуки и платье, и вот в этом всём ты стоишь и тебе надо обрубать все свои порывы, включая быстро куда-то подбежать, почесать лицо, и вся мимика становится менее живой, и вообще ты должен постоянно следить за манерами, черно с белым не носить, да и нет не говорить - то в этом количестве заданий довольно сложно почувствовать какие-то свои искренние желания.
Примерно по этой причине для меня в академе очень высокий уровень жизни - потому что в академе и окрестностях за 15 минут из любой точки можно дойти до леса, где можно идти и разговаривать в полный голос, не загоняя себя в искусственные рамки «говорить так, чтобы не помешать соседям и чтобы вся улица не слушала о чем ты говоришь»
Вот. Искусственность это всегда про границы и правила. А я чувствую, что какой-то разговор со своей душой возможен только в состоянии естественной свободы, когда ты не натыкаешься вообще ни на какие границы внутри себя и имеешь право подумать и почувствовать вообще что угодно. И в этом смысле я адепт такого право-левого пути, когда внутри *своего* пространства - своей души, своего дома - у тебя не должно быть никаких границ и правил, но при этом, когда нечто уже сформировалось внутри, то истинно прекрасным снаружи оно становится, когда облекается в достаточно строгую форму, и становится искусством. То есть, для меня критически важно, чтобы форма находилась в глубокой связи с сутью, и обычно меня коробит именно несоответствие сути и формы (ну, на мой взгляд несоответствие).