На днях в Новгородской областной филармонии выступили Диана Арбенина и «Ночные снайперы». У «Ваших новостей» планировалось с Дианой эксклюзивное интервью, но на этот раз большая беседа не сложилась - по дороге группу из-за тонировки остановили доблестные новгородские гаишники, которые сбили все планы певицы по общению со СМИ. Всё сжалось до пресс-конференции. Впрочем, она, на мой взгляд, получилась очень интересной.
Из новгородских афиш следовало, что этот концерт станет презентацией альбома «Выживут только влюбленные», который увидел свет год назад. И хотя оказалось, что за плечами певицы уже «то ли сто, то ли двести концертов», связанных с этим альбомом (подсчёты она не ведёт), и этой весной она завершает его играть на Дальнем Востоке, и вся уже горит новыми идеями и песнями, мне всё же хотелось поспрашивать её о «Влюбленных».
Дело в том, что сложно не заметить сходства между названиями альбома Дианы и фильма Джима Джармуша «Выживут только любовники». Кроме того, фотография певицы на обложке пластинки очень напоминает кадр из этого кино с обнаженными вампирами Адамом (Том Хиддлстон) и Евой (Тильда Суинтон).
Диана: У Джармуша - любовники, а у меня всё непорочно (смеётся). А фильм хороший, я вообще Джармуша люблю. «Мертвец» с Джонни Деппом - потрясающий фильм, один из моих любимых. Но мне его «Выживут только любовники» не очень близки, для меня любовь, влюбленность - более светлая, она не связана с кровью. Конечно, это потаенное чувство, но я не могу сказать, что оно меня как-то угнетает или заставляет страдать. Я могу в этом испытывать разные эмоции, но меня это чувство окрыляет. А Джармуш меня не окрылил. И там усталость от жизни... А я усталости от жизни до сих пор не чувствую. Мне 42 года, но как-то до сих пор меня не прибило ничем. Посмотрим, что будет дальше! А что касается обложки, то действительно там девушка кого-то ждет. Ну и прекрасно - может, дождётся когда-нибудь (смеётся).
«Я очень люблю этот альбом... но живу уже в немножко другой музыке»
Диана: «Выживут только влюбленные» останется альбомом романтика. И я его так чувствую до сих пор. Я его очень люблю, и он действительно получил хорошую жизнь - его приняли очень хорошо, так, пожалуй, принимали только альбом «Цунами» за всю дискографию группы, который был выпущен в 2002 году. То есть огромный пласт времени прошёл. Но, несмотря на всё это, мне кажется сейчас, что кроме лирической темы там всё равно присутствуют какие-то гражданские моменты, и это хорошо, потому что мы не можем оставаться только в нашей частной истории.
Каждая частная история - суть большой истории. Этот альбом до меня доходит всё это время. Если я его переслушиваю, то начинаю понимать ещё что-то, открываются его новые грани. Но что касается того, чем мы ещё живем сейчас, то я хочу писать новую пластинку, я живу немножко в другой музыке теперь уже.
Я написала уже около 15 песен, к сожалению. Почему к сожалению? Потому что на момент, когда мы будем их выпускать, я напишу ещё 15 песен. Получается, что я опять бегу впереди паровоза. Это какая-то бесконечная история, я никак не могу добиться того, что делают некоторые артисты - написал 15 песен и выпустил. Опять пишешь 15 - выпускаешь. Они самые, может быть, для тебя важные. А для меня те песни, которые я написала полгода назад, они могут быть не то чтобы не актуальными... но мы ведь каждый день живём дальше, дальше и дальше. И то, что было с нами вчера, не может быть также актуально, как то, что происходит сегодня. Поэтому я пытаюсь совместить прошлое с настоящим. То, как у меня это получится, вы увидите через годик, думаю, в 2018 году выпустим следующий альбом.
«Во главе угла должна быть семья!»
Диана: Я сформулировала своё отношение к жизни ещё в 2014 году. Оно очень простое: не оставаться равнодушным к тому, что происходит, но при этом во главе угла у тебя должна быть твоя семья. Только семья. Ни в коем случае ни какие-то внешние катаклизмы, это того не стоит.
Самое главное - как живут твои близкие, болеет ли твоя мама, жив ли твой отец. Вот это важно. А то, что происходит за границами твоего дома - безусловно, важно, но оно не определяет суть твоего существования. Ведь можно построить рай в отдельно взятом государстве, но если у тебя не будет близкого человека, если тебя бросит близкий человек, то на фига тебе этот рай будет нужен?
Поэтому самое главное то, что происходит у тебя в семье и в душе.
Год экологии
Диана: Я являюсь Послом Фонда дикой природы и очень люблю эту организацию. Мне эта тема очень близка - те же медведи и тигры, и «Час Земли», который я поддерживаю уже не первый год. Потому что вся эта халатность, которая нас окружает, потом отражается на нас непосредственно. Например, отсутствие нормальной экологической обстановки сокращает нашу жизнь - это абсолютно точно. Тот воздух, которым мы дышим, не такой чистый, как мне бы хотелось. Я учу своих детей нормально относиться к окружающей среде и своей стране. Ведь можно говорить много красивых хороших фраз, но при этом мусорить. А мои дети понимают, что этого делать не надо, и это - уже хорошо.
Мы строим Музыкальный Дом для талантливых людей из разных уголков России
На официальном сайте «Ночных снайперов» сообщается, что они создают народную студию звукозаписи с помощью краудфандинга. Вот что об этом нам рассказала Диана.
Диана: Мы строим студию «Снайперов». Собираем деньги через «Планету», потому что я доверяю этой платформе, она достаточно удачно помогает артистам и не только им. Почему мы к ним обратились? Если бы мне надо было записать альбом или снять клип, я бы деньги у людей не собирала бы ни в коем случае. Я достаточно самостоятельна, чтобы сделать это сама. Но для того, чтобы построить Музыкальный Дом, нужны очень огромные вложения. Кроме того, что ты строишь коробку, делаешь дизайн, проводишь все коммуникации, дальше начинается самое интересное - покупка оборудования, акустических систем, потому что я не хочу построить чёрти что и писать там людей в непонятном качестве.
Мы записали альбом «Выживут только влюбленные» дома, на чердаке. Нам было очень тесно. Я просто рассказываю, с чего всё началось. И мы подумали - раз мы смогли на чердаке записать пластинку классного качества, которая стала платиновой, то нам надо просто больше помещения. Одна мысль, вторая, третья... И сейчас мы построили двухэтажную домину, а когда начнётся весна, начнём делать её начинку. Что касается народности, то я очень хочу писать там людей, которые не имеют возможности записываться в профессиональных студиях и имеют огромный талант.
Да, это благотворительность. А почему бы и нет? Мне кажется, это более правильный подход к жизни, чем сидеть и тупить над тарелкой оливье в Новый год и смотреть на одни и те же рожи, которые ходят с канала на канал. Мне бы хотелось видеть молодых людей. Я понимаю, что это, может быть, утопия, но если я на рынок выпущу песню, которая понравится многим людям, то я пойму, что не зря строила эту студию.
Талантливые люди есть! Просто их никуда не пускают. Они сидят в своих городах. Например, в Великом Новгороде, но не могут записаться и быть услышанными. И если я помогу кому-то - то это классно.
И хотелось бы побольше уголков России, а не просто Москву и Питер!
Люди присылают мне много фонограмм и стихов. Употребим слово «вкусовщина»: что мне понравится, что я посчитаю талантливым, тем я и буду заниматься. А как иначе?
Конечно, мы будем смотреть вопрос аренды, но то, что они не будут платить баснословные деньги - это сто процентов. Мне они не нужны.
Про оборзевший телевизор и поле интернета
...Безусловно, есть интернет - альтернатива телевизору. Иначе телевизор бы совсем оборзел. В поле интернета можно разместить свою песню и пробить это пространство. Но, тем не менее, сейчас очень сложно людям, потому что им есть меньше, что сказать.
То, что я слышу, 90%, без обид - это вторично. Люди покупают дорогие инструменты, а сказать им нечего. Люди научились петь - а спеть им нечего.
Мне нравится, когда у людей есть посыл, есть самобытность. А то, что нам показывается и нас окружает - эту самобытность убивает. И очень сложно остаться самим собой. Поэтому я 20-летних жалею. Потому что есть два пути - либо идти в попсу, и ты становишься безмозглой куклой, либо ты идёшь в рэп, это всё-таки поинтересней будет, хотя там тоже надо иметь дар, чтобы рифмовать.
Люди, не будьте всеядными и умейте выключать телефон
Я бы посоветовала людям не быть всеядными. Не надо себе забивать голову огромным количеством информации, видео. Нужно дозировать это. Моя мечта - отключать телефон после 10 часов вечера. Вот сегодня я это сделать не могу, потому что в Москве остались дети, мне нужно быть постоянно в доступе. Но я считаю, что нужно выдыхать, оставаться самим собой, выключать эту чертову машинку, которая у меня лежит сейчас в левом кармане.
Это неправильно - быть всегда на связи. Нужно уметь молчать. Нужно уметь обращаться к самому себе.
Интернет и все эти социальные переговорники-разговорники убивают это. Доходит до того, что вы постоянно отчитываетесь - где вы, что вы делаете. «Я пришла в магазин, я увидела курицу, я вышла из магазина, пошел снег, мне холодно» - вот зачем это всё?
Раньше не было телефонов в таком количестве и все жили как-то и были счастливы.
У моих детей нет телефонов.
О живописи и современной школе = конце детства
В прошлом году у Дианы состоялась в Москве выставка картин.
Диана: Что касается картин, то некоторые улетели в Гонконг, одна осталась в постоянной экспозиции, другие три или четыре - в Риге, одна находится в музее Пушкина. Я хочу сделать выставку осенью в Питере. А что касается детей, то Тёма почти никогда не рисовал, так только, на салфетках. У него такие странные рисунки. Недавно нарисовал летучую мышь. А Марта как-то забросила живопись, потому что началась школа, и мы погрязли просто в учебном процессе.
Они стонут, у них нет ни одного выходного, кроме воскресенья, и то в воскресенье они ходят в бассейн. Еще у нас музыкальная школа. Причём допоздна. Я пытаюсь сохранить их детство, но это очень сложно сделать. Более того, это у меня первые дети, у меня не было опыта, я не знала, что школа это конец нормальному существованию твоих детей.
Если они у вас маленькие, то не старайтесь их быстро засунуть в школу - это всё, детство, до свидания! Их жалко. Я росла совершенно по другому. Я росла на Колыме, на Чукотке, я ходила в музыкальную школу, правда, через пень-колоду. Но у меня было намного больше свободного времени. Я просто на них смотрю, они постоянно в какой-то матрице, в процессе: это закончилось - это началось. А на следующей неделе нужно ещё вот это сделать, шляпку сшить. Ну это просто кошмар!
Пушкин - классный парень!
На вопросы о любимых литературных классиках и современниках, а также о том, какую книжку она читает сейчас и читают ли её дети, Диана ответила:
- Если про Пушкина - то это не проходная любовь, не для галочки. Мне кажется, действительно это классный парень! Он нас, нашу страну сделал бессмертной, потому что он - гений. Что касается тех людей, которые были намного позже, то это Бродский. Я к нему опять вернулась, мне он очень нужен, важен. Что касается вообще поэзии, то мне, конечно, близок Серебряный век. По мне это видно, мне кажется.
Сейчас я читаю Салмана Рушди «Восток, запад». Книга рассказов, тоненькая такая. Мне очень нравится, что он пишет также классно и также добротно, как это было раньше. И Патти Смит... Это не мемуары, это по большому счету о том, как она жила без соплей.
Моя дочь Марта много читает, запоем, а Тёма считает, что читать не надо, категорически. Он бравирует этим. Когда его спрашиваешь, а что ты читаешь, он отвечает: свои мысли. У него вот такая схема.
Сама я им не читаю, я им сказки рассказываю. Последняя сказка была про Кашмир, часть Индии, которую уже много лет раздирают на части. И на следующее утро, когда мы поехали в школу, я всю дорогу им рассказывала про Пакистан, Индию и Кашмир, и они требовали показать мне картинки.
Про телеоливье
В начале беседы Диана упомянула про новогоднее однообразие на тетеканалах, и новгородские журналисты вернулись к этой теме, расспросив певицу про огоньки, по которым кочует из года в год компания Пугачева и Ко, а также о петиции россиян против этого засилья.
Диана: Ничего не надо менять, надо, чтобы была разная музыка. Я очень люблю и уважаю Аллу Борисовну, она колоссальнейший человек и примадонна, никто вообще не может с ней сравниться в этой стране в эстрадном жанре. Назовите хоть одну певицу такого масштаба и личность тоже. Но если вас будут с утра до ночи кормить курицей или творогом, то вам в какой-то момент наскучит. Должна быть разная музыка - нормальный рок, а не псевдорок в телеке, нормальная эстрада.
Ну не может «Голубой огонёк» состоять из 20 персонажей, которые мигрируют. Они-то не виноваты. Их приглашают - они и поют. И никаких претензий у меня к этим артистам нет, понятное дело, я в разной степени им импонирую. Но тут же речь идет о политике того, что нам показывают.
Где, например, авторская песня? Куда она вообще делась? Почему нет Вероники Долиной в новогоднюю ночь? У нас очень много жанров в нашей стране. Почему, например, не выпустить на сцену в новогоднюю ночь Noize MС, чтобы он прочитал свою классную песню «Сохрани мою речь» на стихи Мандельштама? Как-то я решила праздновать Новый год одна. Включила канал «Культура» и посмотрела там прекрасный концерт Пола Маккартни. Кто-то смотрел бы Баскова, кто-то - Маккартни, кто-то - Долину. Это вопрос предпочтений. Но если везде поставить Долину, вы ее тоже будете менять, потому что это невозможно.
Читайте далее
http://vnnews.ru/culture/52634-diana-arbenina.html