гедонизм это потом, сильно потом.posadnikMarch 17 2023, 18:48:47 UTC
но маршрут именно туда. Я в какой-то статье нулевых, когда впервые встретил это наблюдение - что классическая либеральная мечта - это не свобода, а гедонизм - тоже не сразу врубился. А потом все чаще думал, и оно все четче подошло. Не права человека as they are, а право предпочесть гедонизм долгу. Кстати, именно подмена долга гедонизмом хорошо объясняет беготню вокруг копирайта - упущенная выгода это не реальный ущерб, а моральные страдания от того, что это МОГЛО БЫ стать еще дозой удовольствий, а у тебя его отняли, ироды. Так вот, а первый шаг - пропагандируемое в неформальных движениях СССР "лично самовыражение" - которое на удивление бодро превращается, по мере приближения к пределу, в эгоизм и гедонизм. По большому счету, мода на гедонизм была подхвачена с Запада, и уже трудно разделить, где мода на удовольствия из Америки 50-х, а где реклама таковых удовольствий в пропаганде вещаемой на СССР. Оба работали. См. "Мы - штатники" Аксенова. И в какой-то момент меня дернуло, что неореализм в кино -= он о том же самом. Была когда-то знаковая статья в 80-х - "Барды, кино, время". В "Советском экране". Где аргументированно запараллеливали шестидесятническое кино и шестидесятнических бардов (не выводили одно из другого, а именно запараллеливали). А потом, если внимательно почитать того же Ромма - нарисовывается забавная такая вещь. Что если посмотреть внимательно на то черно-белое кино - оно действительно контейнер для гедонизма. Сначала чуть заметно, и, скажем, в "Коллегах" его не видно, и в "Друзьях и годах" гедонизм еще осуждается, - но вот в фильмах что называется молодежной проблематики уже не все так шоколадно. Мало кто врубился в сцену "так выпьем за репу" в "Заставе Ильича" Но, одной рукой критикуя этот гедонизм, другой рукой Хуциев любезно снял с главного героя - в финальной сцене - обязанность оглядываться на долг. Типа, я, твой отец, погиб когда был младше тебя - как я могу тебе советовать. ДА, ГЕДОНИЗМ ТОГДА БЫЛ РАЗНЫЙ, кое-что в рамках "разумного эгоизма" Чернышевского. Но не все. И чем дальше, тем громче звучала нотка "нам бы ваши проблемы, старичье". Не зря ухнул как в болото "Белорусский вокзал". Зато расцвел жанр тупого развлекалова. На эстраде вместо Толкуновой Пугачева, по телевизору на каждый праздник в киноконцерт одни и те же пошлейшие песни в исполнении Миронова - "Иветта, Козетта" и ария министра-администратора. Просто удивительно, что знаковая для нового времени песня "А у меня все схвачено, за все заплачено" старательно эти киноконцерты обходила. И фильм "За все заплачено", снятый в 86-м, как-то не повторяли. А там жестко поставлен вывод: хэппи-энд в попытке противостоять барыгам-гедонистам возможен только в режиме "бог из машины". Где-то лет 8-10 назад вот эта эволюционная картинка у меня сложилась окончательно. Если вы этот тезис видите первый раз, то неудивительно что тон не кажется естественным. Гедонизм по-западному убивает - но он очень хорошо прячется.
Я в какой-то статье нулевых, когда впервые встретил это наблюдение - что классическая либеральная мечта - это не свобода, а гедонизм - тоже не сразу врубился. А потом все чаще думал, и оно все четче подошло. Не права человека as they are, а право предпочесть гедонизм долгу. Кстати, именно подмена долга гедонизмом хорошо объясняет беготню вокруг копирайта - упущенная выгода это не реальный ущерб, а моральные страдания от того, что это МОГЛО БЫ стать еще дозой удовольствий, а у тебя его отняли, ироды.
Так вот, а первый шаг - пропагандируемое в неформальных движениях СССР "лично самовыражение" - которое на удивление бодро превращается, по мере приближения к пределу, в эгоизм и гедонизм. По большому счету, мода на гедонизм была подхвачена с Запада, и уже трудно разделить, где мода на удовольствия из Америки 50-х, а где реклама таковых удовольствий в пропаганде вещаемой на СССР. Оба работали. См. "Мы - штатники" Аксенова. И в какой-то момент меня дернуло, что неореализм в кино -= он о том же самом. Была когда-то знаковая статья в 80-х - "Барды, кино, время". В "Советском экране". Где аргументированно запараллеливали шестидесятническое кино и шестидесятнических бардов (не выводили одно из другого, а именно запараллеливали). А потом, если внимательно почитать того же Ромма - нарисовывается забавная такая вещь. Что если посмотреть внимательно на то черно-белое кино - оно действительно контейнер для гедонизма. Сначала чуть заметно, и, скажем, в "Коллегах" его не видно, и в "Друзьях и годах" гедонизм еще осуждается, - но вот в фильмах что называется молодежной проблематики уже не все так шоколадно. Мало кто врубился в сцену "так выпьем за репу" в "Заставе Ильича" Но, одной рукой критикуя этот гедонизм, другой рукой Хуциев любезно снял с главного героя - в финальной сцене - обязанность оглядываться на долг. Типа, я, твой отец, погиб когда был младше тебя - как я могу тебе советовать. ДА, ГЕДОНИЗМ ТОГДА БЫЛ РАЗНЫЙ, кое-что в рамках "разумного эгоизма" Чернышевского. Но не все. И чем дальше, тем громче звучала нотка "нам бы ваши проблемы, старичье". Не зря ухнул как в болото "Белорусский вокзал". Зато расцвел жанр тупого развлекалова. На эстраде вместо Толкуновой Пугачева, по телевизору на каждый праздник в киноконцерт одни и те же пошлейшие песни в исполнении Миронова - "Иветта, Козетта" и ария министра-администратора. Просто удивительно, что знаковая для нового времени песня "А у меня все схвачено, за все заплачено" старательно эти киноконцерты обходила. И фильм "За все заплачено", снятый в 86-м, как-то не повторяли. А там жестко поставлен вывод: хэппи-энд в попытке противостоять барыгам-гедонистам возможен только в режиме "бог из машины".
Где-то лет 8-10 назад вот эта эволюционная картинка у меня сложилась окончательно. Если вы этот тезис видите первый раз, то неудивительно что тон не кажется естественным. Гедонизм по-западному убивает - но он очень хорошо прячется.
Reply
Leave a comment