Неделю назад после почти двух месяцев ожидания удалось-таки заполучить новую книгу Александра Лекае о ЗиМе. Напомню, что предыдущее фундаментальное исследование автора было направлено на историю автомобиля ГАЗ-24, чему была посвящена книга "ГАЗ-24. Последняя Волга Великой страны", так же, по счастью, имеющаяся в моем распоряжении.
Данный обзор направлен, в первую очередь, на тех, кто сомневается в необходимости данной покупки (т.к. книга не из дешевых)
Если говорить фактически, то на 370 страницах книги, включая потрясающие снимки и иллюстрации разных лет, разворачивается даже не история создания автомобиля, а целая драма, со своими действующими лицами, сюжетными поворотами, завязкой и развязкой. Лекае, в совершенстве владения, казалось бы, забытым чистым литературным языком, описывает автомобиль не в терминах технических характеристик и спецификаций, но представляет его частью эпохи, следит за судьбами людей его создававших, испытывавших и запускавших в производство.
История создания ЗиМа по Лекае (пожалуй, даже в большей степени, чем в книге о ГАЗ-24) - это драма целой страны, послевоенная бедность и разруха в сочетании с помпезностью сталинских высоток, нарочитым хромом автомобилей и роскошеством кабинетных интерьеров. Это давление всепожирающей тоталитарной системы с одной стороны, и величайшие возможности и стремление к созиданию нового мира, с другой. Это те контрасты, которые нам сейчас кажутся странными, вопиющими и которые сформировали облик нашей страны в те далекие жестокие годы на десятилетия вперед...
Книга, помимо своей литературной и фактологической ценности, оформлена с большой любовью. Псевдоисторические шрифты, фактура бумаги, знаменитая закладка-тесемочка плюс такие совсем забытые элементы, как список найденных опечаток и кальки-чертежи в сочетании с забавной "закладкой-телеграммой" дарят некое ощущение заботы и уважения к читателю. На фоне этой книги любая "обычная" кажется неким недоделанным суррогатом.
Помимо собственно, "автомобильной" части, повествование о ЗиМе включает в себя и часть архитектурную, написанную потомком великого конструктора Степаном Липгартом и профессором Натальей Душкиной. Можно спорить о том, есть ли место в автомобильном издании данным разделам, но на меня, как на поклонника великих сталинских колоссов именно наличие данного раздела и повлияло в качестве решающего фактора к покупке. В любом случае, эту часть можно пропустить при чтении, хотя она написана все тем же блестящим художественным русским языком и снабжена большим объемом эскизов и скетчей.
Если вновь провести параллель с "Новой Волгой", то книга субъективно стала "теплее", ближе к людям, к эпохе. Кажется, что эпоха пятидесятых Лекае-историку ближе, чем поздние шестидесятые, либо автор стал уделять людским судьбам больше внимания, пересмотрел концепцию. Чисто технически, читать "ЗиМ" удобнее - книга стала меньше по размеру, меньше весит, хотя в метро с ней по-прежнему не развернешься. Эта книга - для вдумчивого, неторопливого чтения с чашечкой чая, для перечитывая отдельных строк и параграфов, для неспешного обдумывания завоеваний и поражений эпохи...
Если субъективно говорить о недостатках, то лично мне не хватило информации о пользователях ЗиМа, о тех кто его покупал (ведь автомобиль был в свободной продаже). Да, в книге упоминаются "великие архитекторы, музыканты и артисты", но лично мне данной информации не хватило, хотелось бы видеть статистику по регионам, информацию о продажах в частные руки и т.д. Этого я от книги ждал, но, к сожалению, получил не в полном объеме.
Подводя итог, хочу сказать что издание в целом отличное, фанатам марки и просто любящим автомобильную и не только историю своей страны "надо брать" в обязательном порядке.
Сам же я с нетерпением буду ждать выхода второй книги из серии - про Чайку, ГАЗ-13.
Ещё больше фотографий можно посмотреть на
Яндекс.Фото и нашей
группе ВКонтакте Другие материалы:
Выставка "Поехали!" в Манеже XXI Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина - Часть I XXI Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина - Часть IIАвтомобили выставки
"Москва.XX век.Лица Эпохи"Музей
Горьковского Автомобильного ЗаводаМузей
Шкоды в Младо-БолеславеМузей
Autoville в МосквеМузей Паровозов в
Нижнем НовгородеМузей
Михаила Красинца Музей
Трамваев в Хельсинки