Мой Краснодар: Первая горбольница

Apr 27, 2018 12:14


***

Первая городская больница Краснодара и храм иконы Божьей матери "Всех скорбящих радости" не просто старейшие в городе. За их созданием - история, в которой есть благородство и коррупция, жертвенность и алчность, боевые генералы и сутяжники, благотворительность и тяжба за наследство. Короче - жизнь во всем ее многообразии. Некоторые герои этой истории похоронены непосредственно в больничном дворе. Знакомьтесь.

Окраина, ставшая центром

Там, где сейчас в Краснодаре пролегает улица Длинная, на которую выходят главные ворота Первой горбольницы, двести лет назад проходили ров и вал, защищавшие Екатеринодар с севера. За ними со стороны степи располагалось Фоминское кладбище, называвшееся по стоявшей при нем с 1816 года деревянной церкви святого Фомы. При церкви действовала войсковая богадельня для одиноких немощных и престарелых казаков. Севернее кладбища была только степь.

В 1830-х годах граница отодвинулась далеко на юг, опасность нападений на Екатеринодар снизилась. Вал был срыт, ров засыпан. На их месте образовалась новая улица - в ту пору самая длинная из улиц, пересекавших Красную. Назвали ее, соответсвенно, Длинной. Хоронить на Фоминском кладбище к той поре прекратили, открыв немного севернее в чистом поле новое, известное всем краснодарцам сегодня Всесвятское кладбище. Фоминская церковь и войсковая богадельня к той поре пришли в негодность. Их долго собирались ремонтировать, но в конце концов просто разобрали. Тем более, что возникла идея, а потом и возможность поставить каменный храм и новый дом призрения. Деньги на это отписал в завещании атаман Черноморского казачьего войска Алексей Безкровный (в другой огласовке - Бескровный).

Квартал Первой горбольницы расположен напротив Городской Думы. А когда-то это была окраина



Противоречивый герой

Алексей Данилович Безкровный выслужился в офицеры, а потом и в генералы из простых казаков, начав службу пятнадцатилетним юношей в 1800 году. Вся его карьера - бесконечная череда войн. Отличившийся в Закубанских походах, в 1811 году он был переведен в созданную отдельную Черноморскую сотню лейб-гвардии Казачьего полка. В ее составе прошел войну 1812 года, отличился при Бородине и в других сражениях. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813 - 1815 годов. После опять воевал на Кавказе, служил в Польше, в 1827 году стал наказным атаманом Черноморского войска, отбивал у турок Анапу, отбражал набеги немирных горцев и сам ходил с рейдами за Кубань.

Фотографий и портретов Безкровного не сохранилось, но описывали его как красивого, рослого, физически очень сильного человека. Вопреки фамилии, службу Безкровного бескровной не назовешь. За тридцать лет войны он был неоднократно ранен пулями и картечью, сечен саблями (причем последние ранения получил уже в генеральском чине, когда лично водил казаков в атаку), но после любых ранений всегда возвращался в строй.

Кроме ран и чинов, получал Безкровный за службу империи и награды - ордена Владимира и Святой Анны, 5 тыс. рублей деньгами (значительная по тем временам сумма), бриллиантовый перстень, золотое в алмазах оружие «За храбрость» и личную благодарность великого князя Константина Павловича. Его ценили не только как отважного и удачливого воина, но и как разумного администратора, способного решать самые сложные задачи. Но завершилась карьера Безкровного отставкой, как бы сейчас сказали, «по коррупционной составляющей».

Полностью читайте статью  на портале "Кубань 24"

Кубановодство

Previous post Next post
Up