Три интервью

May 08, 2014 09:47


***Накануне Дня Победы обратился к фронтовикам Леониду Пасенюку, Тимофею Березняку и Дмитрию Шлыкову с просьбой рассказать о войне.
Судьбы их, родившихся в разные годы и служивших в разных войсках и на разных фронтах, очень различны, но и типичны для того поколения.
Леонид Пасенюк оказался на войне пятнадцатилетним мальчишкой, служил сапером, а после Победы стал писателем.
Тимофей Березняк, призванный в 17 лет, со своей зенитной батареей рядовым дошел от Сталинграда до Германии, а потом стал музыкантом-мультиинструменталистом, поэтом, художником и преподавателем музыки.
Дмитрий Шлыков, ( о котором я когда-то писал) мечтавший стать кадровым офицером десанта, в пехоте прошел взводным от Владикавказа до Болгарии. После Победы приехал в Краснодар - к медсестре, выходившей его после первого ранения, да и остался здесь навсегда, прожив с ней мирную жизнь простого рабочего человека.

Говорили с дедами долго. Рассказывали они по-разному. Кто живо, кто сбивчиво, кто - словно отточенный художественный номер. Одного приходилось заставлять рассказывать, клещами из него тянуть воспоминания. Другого - возвращать от мыслей, что он передумал за свою долгую писательскую жизнь, к тому, что чувствовал и думал непосредственно на фронте. Третьего потребовалось сбивать с привычной речи, заученной на уроках мужества. Сбить не удалось. Дед возвращался на полпредложения назад и продолжал речь - слово в  слово. Когда я расшифровывал запись на словах рассказчика: «И вот так закончилась моя война», я глянул на время - 48 минут. То есть его рассказ рассчитан аккурат на академический час. Правда после этого дед, наконец, подрасслабился и начал уже говорить не заученно, переживать  стал.
Кое-что из того, что фронтовики нам рассказали, можно прочитать в моей родной газете. Все, увы  не  влезло,  да и  не  влезет никуда. За  каждым  - жизнь. Настоящая,  долгая, непростая.
А вот тут - на «Югополисе» - этих дедов можно увидеть. Очень рекомендую.

С наступающим праздником, друзья. У кого еще  живы деды - прадеды фронтовики поклон  им. Мои,  увы,  уже  давно ушли.

Не могу не поделиться, Под даты

Previous post Next post
Up