Сегодня был на литургии в греческой церкви свв. Константина и Елены в Торонто. Мне удалось понять только Кирие элейсон, и еще когда поется Аксиос а потом упоминаются херувимы и серафимы, то ясно, что это Достойно есть. Но впечатление все равно сильное. Для русских это экзотика. В церкви очень аккуратно и ничего лишнего, люди одеты элегантно, в черное, при этом женщины головы не покрывают, мужчины в костюмах, с галстуками. У нас же в церковь ходят по-простому, но это не обязательно от простоты душевной. Может быть, греки более правы. Литургия служится бойко, ритмично, четко и без запинки. Регента нет, да и нот на клиросе я тоже не заметил: ноты греки, кажется, в церкви не держат за ненадобностью. Хор состоял из четырех пожилых греков, которые просто импровизировали по очереди, и иногда подпевали друг другу, когда каждый тянет голосом свой тон, создавая как бы музыкальный фон для чтеца. У нас на клиросе либо читается, либо поется по нотам, у них же все поется, но так, как мусульмане поют суры Корана, еще напоминает пение кантора в синагоге или грузинские народные песни. Выходит очень красиво. Тут явно более древнее практика, то, что и называлось "пение псалмов" в агиографической литературе, у нас же в России или на Украине церковное пение восходит к итальянскому ренессансу, только старообрядцы держатся русской традиции. Греки же именно импровизируют и от этого веет подлинной древностью и Востоком. Когда священник выходит с чашей, он обходит с нею храм под каждение, выносят крест нас древке. После чтения Евангелия все подходят и целуют Евангелие. Во время панихиды всем раздают свечи, панихида служится лицом к народу. Аналой в центре храма не стоит, поскольку все пространство перед солеей занято скамьями. Кажется, греки обычно стоят, когда у нас допускается сидеть, и садятся, когда у нас сидящие обычно встают, например, во время ектеньи.
Герб греческой королевской семьи