Эти корабли, как и их хозяева были расстреляны, тела уничтожены...
Странно, но в хорошо изученных и многократно описанных событиях, связанных с императорскими яхтами "Штандарт" и "Полярная звезда", повсеместно отсутствует упоминание нашего города - Либава/Лиепая. Восполним этот пробел. Именно из Лиепаи они отправились в свой последний путь.
Информация из открытых источников:
Императорская яхта «Полярная звезда» была заложена на Балтийском судостроительном заводе 20 мая 1888 года в присутствии императорской четы и высших должностных лиц Морского министерства, спущена на воду 19 мая 1890 года. После швартовных и ходовых испытаний в марте 1891 года принята в состав кораблей Балтийского флота и причислена к
Гвардейскому экипажу.
В 1891-1914 годах яхта обслуживала императорскую семью во время визитов в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств.
Летом 1905 года на борту яхты был подписан
Бьеркский договор между германским императором Вильгельмом II и Николаем II.
В 1905-1914 годах яхта ходила под
брейд-вымпелом вдовствующей императрицы
Марии Фёдоровны, ежегодно совершая плавания в Копенгаген.
Во время Первой мировой войны яхта стояла в Петрограде, а в начале июня 1917 года перешла в
Гельсингфорс, где на ней разместился Центральный Комитет Балтийского флота. В сентябре-октябре 1917 года на яхте проходил II съезд представителей Балтийского флота. В 1918 году приняла участие в
Ледовом походе Балтийского флота. С 1920 года находилась на консервации.
В начале 1930-х годов переоборудована в
плавучую базу подводных лодок. Паровые машины были заменены дизелями (котлы оставлены для отопления), передняя дымовая труба демонтирована, установлены новые лёгкие мачты, однако внутренняя отделка многих помещений сохранилась. 20 августа 1936 года на яхте был поднят военно-морской флаг СССР.
Во время Зимней/Финской войны выполняла роль плавбазы 2-й бригады подводных лодок. Дислоцировалась в Минной гавани Таллина, обеспечивая выходы подводных лодок на боевые задания. В бывшем царском салоне проходили заседания Военного Совета Балтийского флота.
В начале июля 1941 года вместе с подводными лодками перешла в Усть-Лугу, а затем в Ленинград. С 1942 года плавбаза 3-го дивизиона подводных лодок. В 1944 дислоцировалась в Турку и обеспечивала боевую деятельность бригады подводных лодок.
В 1954 году переоборудована в плавказарму, в 1961 году в корабль-мишень для испытания противокорабельных ракет.
В октябре-ноябре 1961 года, при испытании противокорабельных ракет, затонула в Рижском заливе на полигоне Балтийского флота (район островов
Кихну,
Рухну). Глубины в этом месте столь малые, что севшая на грунт «Полярная звезда» оказалась затопленной по дымогарные труб. Через десять лет, в 1971 году поднята и разделана на металлолом в Риге.
Николай II с президентом Феликсом Фором на борту "Полярной звезды" во время визита во Францию в 1896 году
"Полярная звезда" на рейде Копенгагена. 1902 год.
Порт имп. Александра III. "Полярная звезда" у доков Адмиралтейства. 1903 год
"Полярная звезда", 1912 год
Плавбаза подводных лодок "Полярная звезда" у Дворцовой набережной. Ленинград, 1942 год
Императорская яхта "Штандарт" - первоначально закладывалась на датской верфи судостроительной фирмы "Burmeister & Wein" в 1892 году, как вспомогательный крейсер для пополнения Добровольного флота Российской Империи. В 1893 году по распоряжению Александра III, который ежегодно гостил в Дании вместе с женой Марией Фёдоровной (урождённая принцесса Датская Дагмара) и детьми, судно было переделано в императорскую яхту. Работы по переделке судна начались весной 1894 года, а официальная закладка яхты состоялась 01 октября 1893 года в присутствии императорской четы, причём судно должно было "…отвечать задачам поддержания престижа России и величия императорского дома на международной арене".
На торжественном спуске на воду 26 февраля 1895 года флагмана эскадры императорских яхт присутствовал уже новый император - Николай II.
8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» - ушел в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
Почти ежегодно во время летнего отдыха Николай II с семьей совершал на «Штандарте» многодневные плавания.
В 1897 году новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили Сиамский (Таиланд) король, Император Германии Вильгельм II и президент Французской республики Франсуа Феликс Фор.
В июле 1902 года яхта участвовала в маневрах учебного артиллерийского отряда Балтийского флота на которых присутствовали Император Российский Николая II и Император Германии Вильгельм II.
В июне 1912 года судно участвовало в торжественной встрече яхты «Hohen-zollern» с Кайзером Вильгельмом II на борту.
В августе 1912 года на яхте проводились дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Пуанкаре.
В 1917 году яхта ушла в Гельсингфорс (Хельсинки).
С 1918 года после "Ледового перехода", судно находилось на консервации в Кронштадте.
В 1933 году было принято решение переоборудовать «Штандарт» в минный заградитель. В результате переоборудования внешний вид судна сильно изменился.
В ноябре 1936 года минный заградитель "Марти" вступил в строй боевых кораблей Балтийского флота СССР. Корабль участвовал в Зимней (Финской) и Великой Отечественной войнах. Минный заградитель «Марти» занимался минными постановками в Финском заливе, участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко, во время блокады вел артиллерийскую поддержку сухопутных частей.
3 апреля 1942 года корабль становиться одним из первых, Гвардейским кораблём Балтийского флота.
В 1948 году корабль разоружён и переформирован в плавказарму "Ока".
Императорская яхта "Штандарт" в Ялте. 1898 год.
Порт имп. Александра III. "Штандарт" у доков Адмиралтейства. 1903 год
Германский император Вильгельм II на яхте «Штандарт». Финские шхеры, 1908
Каюта императорской яхты "Штандарт". 1903 год
Царская семья на палубе Каюта императорской яхты "Штандарт". 1907 год
Салон императорской яхты "Штандарт". 1912 год
Сохранилось огромное количество фотографий императорских яхт «Штандарт» и «Полярная звезда». Формат блога не позволит разместить все. С некоторыми из них можно ознакомиться
здесь,
здесь и
здесь - «Штандарт». «
Полярная звезда».
Подробный рассказ о жизни на яхтах. Минный заградитель "Ока".
Минный заградитель "Ока". 1940-е гг.
______
Итак: императорские яхты "Штандарт" и "Полярная звезда", Либаве.
В августе 1903 года в ходе визита Царской семьи для освящения Морского собора в Порту имп. Александра III, обе яхты прибывают в Либаву: император Николай II с императрицей Александрой - на "Штандарте", вдовствующая императрица-мать Мария Федоровна с вел. княгиней Ольгой Александровной и вел. князем генерал-адмиралом Алексеем Александровичем - на "Полярной звезде".
Порт имп. Александра III. "Полярная звезда" (слева) и "Штандарт" у доков Адмиралтейства. 1903 год
На снимке императорские яхты "Полярная звезда" (слева) и "Штандарт" у доков Адмиралтейства (судоремонтный завод Тосмаре в советское время) в Военном канале.
Подробнее о визите Царской семьи в Либаву
здесь. Яхта "Полярная звезда" после смерти имп. Александра III в 1894 г. оставалась в распоряжении вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая совершала ежегодное морское путешествие из Петербурга к родственникам в Копенгаген. Регулярно ее сопровождала яхта "Штандарт".
В 1906-1907, в 1910 и 1912 гг. императорские яхты поочередно ремонтируются в Порту имп. Александра III.
Как видим, "Штандарт" и "Полярная звезда" до революции 1917 года были частыми гостями нашего порта - стояли на рейде в аванпорту, проходили через разведенные фермы моста, стояли у пирсов в Военном канале.
Но как бы фантастически это не звучало, свои богатые событиями жизни обе яхты закончили также в нашем городе. Уже в Лиепае.
В 1961 году "Штандарт" (в то время эсминец "Ока") - доживал свой век в Зимней гавани, "Полярная звезда" - в Городском канале у причала перед кладбищем на ул. Каю.
На дальнем плане причал в Городском торговом канале перед кладбищем на ул. Каю/Kāju iela
Плавбаза подводных лодок "Полярная звезда". 1950-е гг.
В это время в Советском Союзе начались испытания нового оружия - противокорабельных ракет, и в качестве полноценных мишеней были выбраны бывшие императорские яхты - корабли с крепким корпусом.
"Полярную звезду" расстреляли в Рижском заливе у острова Рухну на мелководье. Интересные подробности о дальнейшей судьбе "Полярной звезды" можно узнать из заметки, опубликованной 29.09.2011 на сайте "Новой газеты" за (в настоящее время ссылка не работает, публикуем полностью):
«Три иллюминатора для царской семьи»
Этот иллюминатор попал ко мне совершенно случайно. Серега Степашов - капитан и водолаз - мне его как-то пообещал.
- Это иллюминатор с «Полярной Звезды», - сказал он.
- С той самой? - спросил я.
- С той самой, - был мне ответ.
С тем мы и расстались, и не вспомнил бы я никогда про него, если б не моя жена.
Есть у моей жены одно свойство: она если услышит про то, что нам обещали иллюминатор, то никогда потом про это не забудет.
- Где наш иллюминатор?! - вот это я слышал от нее почти каждый день, так что Серегу мы потом все равно приперли к стенке, и он принес иллюминатор - в нем бронзы было килограммов шесть.
-Такой большой? - удивилась жена. Она почему-то полагала, что иллюминатор с царской яхты - это что-то вроде рамки для фотографий.
А царская яхта «Полярная Звезда» - это вообще-то боевой корабль, на нем и пушки имелись калибром сорок семь миллиметров. Она была более ста метров в длину и водоизмещением более 3900 тонн - солидное дело. И в броню она была одета - все-таки царскую семью на себе несла. А еще на ней было более трехсот человек команды и прислуги - числом более пятидесяти.
Серега попал на нее еще молодым мореходом. Он практику проходил на катере «Испытатель», и кружили они на нем недалеко от Угольной гавани, той самой, где до недавнего времени было большое кладбище кораблей. Вот там и дожидалась своей очереди на порезку «Полярная Звезда». До 1961 года она служила советскому военно-морскому флоту верой и правдой, а потом вся эта вера и правда закончилась расстрелом - сделали из нее мишень. Вот только не тонула она ни с первого, ни со второго залпа - на совесть была сделана. Ни ракеты, ни торпеды ее не брали - бронированный корпус есть бронированный корпус.
Но утопили, конечно, ее в конце-то концов, вот только утонула она на небольшой глубине - трубы торчали. И простояла она в воде десять лет.
А в 1971 году ее выдернули со дна, и все, что осталось, отправили в Угольную гавань - там корабли резали и сразу же грузили на железнодорожные платформы.
Серега попал на нее как раз перед порезкой. Попал он еще с двумя приятелями, которым всюду мерещились клады. И никто-то из них тогда не предполагал, что настоящим кладом была сама яхта.
Хотя, наверное, это не совсем так, потому что Серега, как потом он рассказывал, пришел от вида яхты в полный восторг. Даже разбитая, даже разграбленная, она поражала своим величием. «Там была мыльная комната, а на стенах кафель неземной красоты! - И стал Серега сбивать тот кафель, чтоб хоть кусочек унести. - Чтоб в музей сдать! Я же хотел сдать его в музей!»
Восемнадцатилетний парень сбил зубилом и молотком себе все руки - кафель не ломался, не крошился - только зубило отскакивало да искры летели.
«Красивый был кафель. Рыбки, водоросли…» - вот тогда-то и решили взять с нее иллюминаторы. Серега отсоединил себе три иллюминатора. Он хранил это все в доме своего отца почти сорок лет.
- Вот! - сказал он мне. - Один - вам, один - мне, а один - в музей.
Даже через сорок лет хранения он все пытался пристроить эту красоту в музей.
Я думал два дня, а потом написал письмо представителям «Дома Романовых», мол, так-то и так, попал ко мне иллюминатор с яхты «Полярная Звезда», так, может быть, он вам надобен, все-таки реликвия.
Каково же было мое удивление, когда мне ответили. Ответил мне Иван Сергеевич Арцишевский, много лет представляющий в России Объединение членов рода Романовых. «Ваше сообщение, - написал он, - взволновало Димитрия Романовича (он замглавы Объединения, праправнук имп. Николая I)…»
Должен сказать, что этих слов мне хватило. Со мной вдруг случился настоящий приступ счастья, во время которого я скакал по комнате и орал чего-то невразумительное моей жене.
А потом мы созвонились с Иваном Сергеичем и оттащили ему этот иллюминатор.
Вот и вся была бы история, если б я тогда же не вспомнил, что у Сереги оставались еще два иллюминатора. Я ему позвонил:
- Серега! Они так были рады! Давай им подарим и эти два иллюминатора. Все-таки пожилые они уже люди, эти Романовы, и каждому из них подарить бы по иллюминатору. Как ты считаешь?
- А как же музей? - спросил Серега.
- А в музее им присвоят инвентарный номер и засунут на склад, - сказал я на это. - А тут люди его в руках будут держать. Его, если долго в руках держать, то он теплый. Царская бронза, Серега, не хухры-мухры!
Так что Серега со мной согласился, и отправились в «Дом Романовых» все три иллюминатора - последние осколки ушедшей эпохи.
Вот и все наши дела.
Александр Покровский
офицер-подводник, писатель
_______
Выдержки из воспоминаний офицера-подводника Э. Ковалёва "1952-1956. На Балтийском и Баренцевом морях"
«Осенним пасмурным балтийским вечером 1953-го года в аванпорт военно-морской базы Либава, оглушительно грохоча обоими дизелями, вошло новейшее российское “потаенное судно”, нареченное где-то в заоблачных штабах как “С-154” (именно эта лодка выставлена у причала на набережной л-та Шмидта Васильевского острова в С.-Петербурге в качестве
музейного экспоната - Г.Ю.). Подводная лодка проскользнула под Воздушным мостом, прошла каналом и ошвартовалась у третьего причала Военной гавани.
Команду разместили в добротном красно-кирпичном здании казармы, построенной еще в конце прошлого века в ходе создания порта имени Императора Александра III. Сейчас все строения, причальная линия и примыкающая к ним территория скучно именовалась военным городком. Доблестным же офицерам корабля для проживания были предоставлены фрейлинские каюты бывшей императорской яхты “Полярная звезда”.
Стояла она далеко от казарм и причалов подплава в самом северном углу Военной гавани, почти на границе с территорией завода “Тосмаре” (рядом с проходной завода - Г.Ю.). От былого величия и лоска на судне не осталось ничего, кроме внушительных размеров расписных фарфоровых суповых мисок в кают-компании и похожих на них “ночных ваз”, разложенных по рундукам в каютах. Слава богу, что вестовые не путались в обилии этой гигантской посуды. Во время обеда суповые миски с первой переменой блюд устанавливались посредине широченного кают-компанейского обеденного стола. Чтобы офицеру можно было дотянуться поварешкой до перлового супа, сиротливо поблескивавшего на дне лохани, приходилось почти ложиться на стол. На этом и заканчивалось прежнее великолепие императорского двора. Ко времени прибытия в Либаву нашей лодки яхту уже давно не называли яхтой, а величали плавбазой подводных лодок…
Обычно в город мы ходили группами, сформировавшимися по интересам. Состав групп раз от разу менялся. После очередного “выхода” собирались на “Полярной звезде”. Чтобы не блуждать в поисках своей каюты по бесконечным трапам и переходам плавбазы, мы находили на верхней палубе круглый световой люк нашего обиталища, отдраивали его и по очереди спрыгивали вниз. Первым прыгал самый ловкий. И уже будучи в каюте, он ловил остальных. Это называлось “Возвращением через верхний рубочный люк”…
_______
Место гибели минного заградителя «Ока» - бывшей яхты «Штандарт» не известно до сих пор. Но, благодаря создателям
фильма «Мичман Панин», снятого в 1959 году, корабль можно разглядеть во всех подробностях, в том числе машинное отделение и сохранившееся частично внутреннее убранство корабля (минный заградитель «Ока» выступил в фильме в роли миноносца «Елизавета»).
Минный заградитель "Ока" - бывшая царская яхта "Штандарт". Кадр из фильма "Мичман Панин". 1960 г.
Минный заградитель "Ока" - бывшая царская яхта "Штандарт". Кадр из фильма "Мичман Панин". 1960 г.
Минный заградитель "Ока" - бывшая царская яхта "Штандарт". Кадр из фильма "Мичман Панин". 1960 г.
Минный заградитель "Ока" - бывшая царская яхта "Штандарт". Кадр из фильма "Мичман Панин". 1960 г.
Но и это не конец истории. Откуда известно, где в последние дни своей жизни стояла «Полярная звезда»?
В материале
Светильник с »Полярной звезды» обо всем подробно рассказано. Почитайте - это действительно интересно. Дочь упомянутого в статье
Якова Максимовича Фесенко - командира отделения электриков с «Полярной звезды» передала мне фотографии, сделанные на борту бывшей царской яхты в период с 1946 по 1956 гг. Публикую некоторые из них. Впервые.
Яков Максимович Фесенко на корме у штурвалов аварийного рулевого управления "Полярной звезды. Лиепая, 1954 год
Надстройка "Полярной звезды". Лиепая, 1952 г. (Сохранилась оригинальная тумба компаса. Та же тумба на фото ниже)
________
Та же тумба компаса на фото 1902 года.
Штурвалы аварийного рулевого управления на корме "Полярной звезды", 1904 год
________
"Полярная звезда" в доке судоремонтного завода Тосмаре. Лиепая, 1954 год
"Полярная звезда". Лиепая, 1955 год
P.S.
"Полярная звезда", 1904 год