взято отсюда Завтра в Болгарии заканчивается общественное обсуждение предварительного текста законопроекта о внесении изменений в Закон об иностранцах в Болгарии (болг. - Закон за чужденците в Република България, далее ЗЧРБ) - проекта, взволновавшего не только многих наших соотечественников, уже живущих в этой стране, но и тех, кто еще только планирует переезд на постоянное жительство в Болгарию.
Учитывая скудность и противоречивость информации по этой теме, имеющейся на русском языке, мы решили осветить ее с правовой точки зрения, опираясь на официальные документы.
Хотелось бы для начала отметить, что на этом этапе данная инициатива МИД Болгарии еще очень сырая и формально пока даже не имеет статуса законопроекта. Чтобы рассеять слухи о том, что изменения в закон будут внесены не сегодня-завтра, предлагаем вам следующую информацию.
Чтобы стать законопроектом, предложению МИД необходимо пройти общественное обсуждение, затем получить согласование Министерского Совета, в рамках которого все профильные министерства и ведомства должны будут внести свои поправки и предложения, и лишь после этого предложение может быть внесено на рассмотрение законодательного органа Болгарии - Народного Собрания, т.е. получить статус законопроекта.
Чтобы стать законом (и изменить действующий закон), законопроект должен будет для начала получить одобрение профильного комитета Народного Собрания, который также имеет право внести свои коррективы. Затем следуют слушания, после чего, в случае, если проект не будет отклонен Народным Собранием, на него может быть наложено вето Президентом Болгарии (а в данном случае, учитывая то, что действующий Президент - сторонник облегчения миграционных правил для тех, кто везет в эту страну деньги, а не наоборот, вероятность вето очень высока). В случае президентского вето, потребуется либо доработка, либо квалифицированное большинство голосов депутатов для преодоления вето.
В общем, даже если эта инициатива МИД станет законом, то это случится не завтра, для этого потребуется несколько месяцев, а кроме того, как будет меняться ее текст и в каком виде она будет принята, если принята вообще, также неизвестно.
Теперь подробней о том, что же вызвало тревогу среди уже получивших ВНЖ в Болгарии и только собирающихся. Это предлагаемые изменения в статьи Закона об иностранцах, регламентирующие достаточно популярные основания для получения вида на жительство - фирма и торговое представительство, п.2.(1) ст.24 и п.6 (1) ст.24 ЗЧРБ соответственно.
В первом случае (фирма) предлагаемых изменений два: 1) создание не менее 10 рабочих мест для болгарских граждан на каждого иностранца-учредителя фирмы, претендующего на получение ВНЖ по этому основанию (действующая редакция ограничения по числу учредителей не предусматривает); 2) вышеупомянутые болгарские граждане должны работать в этой фирме полный рабочий день.
Во втором случае (представительство) предлагаемые изменения гораздо более туманны. На данный момент статус торгового представителя иностранной компании в Болгарии позволяет получить вид на жительство после регистрации торгового представительства в Болгарской Торгово-промышленной палате (БТПП). Единственное требование для регистрации, согласно ст. 24 Закона Болгарии о поддержке инвестиций, это коммерческая деятельность в соответствии с законодательством страны, в которой она находится. Предлагаемая МИДом поправка создает дополнительные условия для регистрации представительства в БТПП, такие как предварительное "международное изучение деятельности, происхождения капиталов, оборота и доброго имени" головной организации. Причем предложение не содержит ни отсылки на нормативный акт, который будет регламентировать эту проверку, ни механизмов/критериев для оценки.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что целью предлагаемых изменений является введение определенных ограничений для лиц, обращающихся за визой "Д". Таким образом, тех, кто уже получил или получит визу "Д" и ВНЖ на перечисленных выше основаниях до вступления в силу предполагаемых поправок, это изменение не затрагивает.
Кроме того, как видно из текста предлагаемых поправок, в случае представительства условием для получения ВНЖ по-прежнему является «регистрация в БТПП». Те представительства, которые зарегистрированы по ныне действующим правилам, а их уже около 200 000, едва ли заставят проходить какие-то дополнительные процедуры или перерегистрироваться. Это создало бы немыслимый хаос среди пребывающих здесь сотен тысяч иностранцев и непосильную нагрузку на профильные ведомства. Кроме того, такое требование нарушило бы принципы правовой определенности и предсказуемости правового регулирования.
Таким образом, те представительства, которые будут зарегистрированы до предполагаемого вступления в силу поправок, не потеряют своего статуса, а значит, представители, состоящие в них, будут по-прежнему иметь основание для получения и продления ВНЖ в Болгарии.
В то же время для регистрации в БТПП после введения предполагаемых поправок могут потребоваться дополнительные документы для подтверждения соответствия условиям предлагаемой новации. Также вероятно эти же документы могут потребоваться при внесении изменений в представительство, как например, в случае появления нового представителя фирмы, при регистрации изменений в БТПП.
Что это могут быть за документы, пока трудно предположить, для РФ, например, сейчас достаточно информации о головной фирме, содержащейся в одной выписке из ЕГРЮЛ. Возможно, необходимо будет подписать декларацию о законности происхождения капиталов фирмы, предоставить годовой баланс, либо справку из налоговых органов об отсутствии задолженности. Каким образом можно будет подтвердить такое понятие как «доброе имя» пока непонятно.
Резюме следующее - рассмотренные поправки, скорее всего были внесены в законопроект, который в целом предусматривает полезные технические новации, впопыхах, в свете решения Совета министров ЕС об ужесточении миграционного законодательства, когда ничего невозможно сделать с потоком нелегально пересекающих границу, но можно изобразить видимость предпринимаемых усилий, ужесточая правила для остальных.
Для того, чтобы эти поправки стали работающими, потребуется не только прохождение ими всех стадий законодательного процесса, но и принятие изменений в целый ряд иных нормативных и ведомственных актов, что делает несколько отдаляет перспективу ужесточения миграционных правил для тех, кто будет обращаться за получением визы Д и последующим ВНЖ после вступления в силу предлагаемых поправок.
Но в свете того, что Болгария рассчитывает на прием в зону шенгенского соглашения весной 2016 года, очевидно, что некоторое ужесточение закона об иностранцах в Болгарии все-таки будет иметь место.
Елена Бурмицкая (Магистр права, LLM)