Свобода, любовь

Oct 23, 2015 21:42

23 октября в Венгрии - национальный праздник в честь событий 56-го года. На большом фото о событиях тех дней - улыбающиеся молодые люди. Они вышли бороться за свободу своей страны, они верили, что все можно изменить. Первыми начали студенты, они писали воззвания и собрали демонстрации, они хотели демократии и свободы. К молодежи присоединились остальные, все, кроме верхушки коммунистической партии, армии, органов госбезопасности, скроенных по сталинскому образцу.




Демонстранты верили, что все можно изменить, что  сами вправе решать судьбу своей страны, что запад не даст растоптать зарождающуюся демократию. Люди несли венгерские флаги с дырой посередине - они вырезали социалистический герб. Этот флаг с дырой стал символом праздника 23 октября, праздника в память о событиях той будапештской весны 1956-го, когда для одной маленькой европейской страны все могло измениться…



Но… ничего не изменилось: посол СССР в Венгрии Андропов стуканул телеграммку на родину, что «венгерские товарищи» не контролируют ситуацию, войска советского союза привычно подавили восстание, военные и кгб получили ордена и медали. Студенты оказались бессильны против танков. Запад не помог. Начались репрессии. Те, кто смог уехать, уехали. Многие - в США, кто-то - в Австрию, которой повезло больше: оттуда вывели войска в 55-м и страна не попала в «соцлагерь».

Есть хороший венгерский художественный фильм 2006 года о событиях той осени «Свобода, любовь» (Szabadsаg, szerelem). Его можно посмотреть онлайн с русским дубляжом. Любовь лучшего игрока венгерской сборной по водному поло и красивой студенческой Жанны Д’Арк вспыхнула во время начала борьбы за свободу. Какова судьба этой любви, и какова цена свободы? Посмотрите, фильм интересный.

Сегодня на фешенебельном проспекте Андрашши, в нескольких кварталах от российского посольства, в здании бывшего управления госбезопасности Венгрии расположен музей под названием «Дом террора». Широкий козырек с выбитой надписью «TERROR» в солнечную погоду отбрасывает тень с огромными буквами на фасад здания.



Слово «коммунист» сегодня является почти ругательным, резко негативным, так могут сказать о ком-то, кто работает плохо, медленно, по-бюрократически.

Но знаете, что удивительно? При том, что венгры хорошо знают свою историю, помнят все (и войну с турками и годы турецкой оккупации, и восстание 1848 года против Австрийско-Венгерской империи, которое подавили при помощи войск русского царя, и неправильный выбор Германии в союзники во второй мировой войне, и подавление восстания против советской власти  в 1956-м), при этом венгры ничего не проецируют на современность. Красная пятиконечная звезда является в Венгрии запрещенным символом, как и свастика, но это не относится к людям. Венгры сейчас хорошо относятся к туркам, нормально к русским, уважают немцев и любят австрийцев. Меня всегда приятно удивляет толерантность этих людей. Когда они узнают, что мы русские, улыбаются, рассказывают о том, что мечтают проехать на поезде по транссибирской магистрали, жалеют, что плохо учили в школе русский (тогда этот язык добровольно-принудительно заставляли учить всех, но мало кто выучил), а люди постарше неизменно вспоминают маразматическую фразу, с которой начинались уроки русского в школах советской Венгрии: «Товарищ учительница, докладываю: никто не отсутствует!»

Сейчас в Венгрии живет 10 миллионов человек и столько же венгров живет за границей. Многие после смены режима и улучшения экономической ситуации возвращаются на родину. Я как-то разговаривала с парнем, родители которого уехали в 56-м молодыми в США. Мой собеседник и его старший брат родились и выросли в Чикаго. Парень - профессиональный хоккеист, играл в сборной. Старший брат с женой съездили в Венгрию, им понравилось, они вернулись на родину предков, а родители остались в США. Пригласили сюда хоккеиста, ему тоже понравилось. Теперь после окончания спортивной карьеры, он переехал в Венгрию и работает тренером детской хоккейной команды.

Недавно в газете было интервью с графиней известного венгерского аристократического рода, которая в 16 лет в 56-м уехала в Австрию. Как и все, она надеялась, что это всего на пару лет. Вернуться в Венгрию навсегда ей удалось только через 50 лет. Сейчас она довольна жизнью.

Я все чаще и чаще убеждаюсь, что венгры сделали правильный выбор, когда несколько тысячелетий назад сели на своих лошадей, взяли юрты и отправились в путь. Путь был долгим: несколько столетий и тысячи километров переходов верхом с продолжительными остановками по пути, но, в итоге, они обрели родину. В Европе. И сейчас это спокойные, культурные, воспитанные люди, которые давно не похожи на кочевников родом с Восточного Урала. Хотя лошадей по-прежнему любят: по всей территории  Венгрии и в Будапеште много конюшен, где живут ухоженные частные лошади. Былые кочевники научились скотоводству и земледелию, производят отличные продукты и отменные вина.
А что ближайшие родственники венгров, которые не решились покинуть Урал? Сегодня ханты и манси - спивающиеся, исчезающие народы… Каждый выбирает сам.

вопросы - как свалить?, менталитет, политика - идеология, мнеталитет, Венгрия, вопросы - куда валить?, политика - демократия

Previous post Next post
Up