Сразу приношу извинения за скучный заголовок, но про большие деньги будем писать серьезно :)
Поскольку в последнее время ко мне часто обращаются пора-валительного настроения соотечественники, считающие, что могут найти своим деньгам лучшее применение, чем хранение их в Сбербанке или вложение в российскую недвижимость, я попробую дать немножко информации об иммиграционном процессе, связанном с инвестицией крупных сумм в американскую экономику. Разумеется, нельзя объять необъятное, и этот пост - лишь верхушка айсберга во всем массиве информации, которую предстоит отсортировать потенциальному инвестору, но с чего-то же надо начинать.
Наверное, ни одна категория иммиграции не сопровождается такими мифами и категорическим непониманием процесса, как инвесторская иммиграция через «Региональный Центр» (известная еще как «Пилотная программа»). Информация, которую на меня с уверенным видом выливали люди, считающие, что они понимают, как это работает, была в диапазоне от «я куплю дом за полмиллиона и мне дадут вид на жительство» до «у меня отнимут все нажитое непосильным трудом и через два года выкинут из страны».
Итак, иностранцы обладающие значительным капиталом, могут получить вид на жительство в США, а впоследствии - гражданство, если они либо создадут собственный бизнес, отвечающий определенным требованиям, либо инвестируют средства в одно из одобренных Американским Правительством предприятие - Региональный Центр (РЦ). Эта иммиграционная категория известна как EB-5 (сокращение от "employment-based fifth preference"). Если о создании собственного бизнеса у людей есть более-менее вменяемое представление, то РЦ представляются многим чуть ли не массонской ложей.
Что такое "Региональный Центр"?
Региональный центр - это организация или агенство, сертифицированное правительством для экономического развития определенных областей США (увеличения производства в районе, увеличения экспорта производимой продукции, создания рабочих мест и т.д.) Для получения гринкарты иностранный инвестор должен доказать, что он инвестирует в предприятие, находящееся на территории одного из региональных центров, и что 10 или
более рабочих мест будут созданы прямо или косвенно в результате его инвестиции.
Инвестиция в Региональный Центр не подразумевает, что предприятие входящее в его состав заведомо убыточное. Чаще всего, это по определению новое предприятие, риск инвестиций в которое оценен лишь теоретически. Например, одно из направлений, активно принимающих иностранный капитал - исследовательские центры по разработке альтернативных видов топлива. Оценить гарантии вложения капитала в эту область промышленности трудно, поскольку это относительно новое начинание, не проверенное временем. В то же время, вложения в строительство и недвижимость традиционно считаются наиболее надежными, так как вложение капитала гарантируется стоимостью конкретных строящихся
объектов.
Какие расходы связаны с инвестицией в Региональный Центр?
Структура расходов инвестора стандартнаи складывается из нескольких компонентов. Во-первых, собственно, сама инвестиция в $500 тысяч. Во-вторых, (и этот момент часто упускается из вида) - так называемые syndication fees, т.е. стоимость аккредитации инвестора и административные услуги РЦ - $40-60 тысяч. В третьих, сбор иммиграционной службы - $1,500. Наконец, адвокатский гонорар (заметка на полях - все приличные региональные центры требуют, чтобы инвестор был представлен адвокатом, если Вы нашли РЦ, который с Вами готов работать напрямую - бегите от него скорее). Расценки на услуги адвоката сильно варьируются в зависимости от местоположения адвоката и могут отличаться в разы.
В какие сроки инвестор в «Региональный Центр» получает вид на жительство?
Если инвестор - не гражданин Китая (для них особые условия) сроки рассмотрения петиции иммиграционными службами составляют 10-11 месяцев. Но это не означает, что отсчет времени начинается с момента заключения договора с адвокатом. В реальности, сроки зависят от двух основных факторов: времени, необходимого инвестору для сбора доказательств происхождения средств и стадии, на которой находится проект конкретного регионального центра. Если с первым более-менее понятно, то второй момент заслуживает дополнительных пояснений.
РЦ - сложная экономическая структура. В ее создании задействованы многочисленные лица и организации, от комиссии по торговли ценными бумагами до налоговой службы, от местных банков до муниципалитета, выдающего лицензии на строительство. Согласование всех аспектов занимает несколько месяцев. Инвестор может войти в проект когда подписка на него только открылась, а может - когда все предварительные стадии уже пройдены и надо только отправить документы в иммиграционные службы. Понятно, что если инвестор перевел деньги на заключительной стадии регистрации РЦ, его петиция может отправиться в иммиграционные службы практически немедленно. Здесь возникает закономерный вопрос - зачем тогда инвестировать на ранней стадии создания РЦ и фактически потерять контроль над своими средствами на несколько дополнительных месяцев? Дело в том, что несмотря на огромное количество РЦ, количество проверенных временем и с имеющих хорошую репутацию ограничено. И желающих поучаствовать в таких проектах обычно больше, чем число мест в проекте. Поэтому у РЦ «с репутацией» есть свои критерии отбора, и эти критерии включают два основных фактора - кто раньше подал заявку и у кто представлен адвокатом, с которым РЦ уже работал раньше.
Практически, надо закладывать 4-5 месяцев на подготовительный процесс до момента подачи петиции в иммиграционные службы, если только не повезет «впрыгнуть» в практически готовый проект, в котором по каким-то причинам есть свободное место.
Сколько инвесторов участвует в каждом «Региональном Центре»?
Определенного законом числа в этой программе нет. Мне приходилось видеть успешные проекты, в которых было всего шесть иностранных инвесторов, но случалось работать и с такими, в которых число иностранных инвесторов было несколько сотен.
Где искать «Региональные Центры»?
Везде. То есть, практически, в любом штате.
На июнь 2014 года, иммиграционные службы одобрили
579 региональных центров .
Теоретически, вложив деньги в любое из этих предприятий, иностранный инвестор становится пертендентом на вид на жительство. Практически, больше половины перечисленных в списке РЦ умирают не подписав даже единственного инвестора.
Кто гарантирует возврат средств инвестора?
Как правило, никто. По замыслу Конгресса, само по себе участие в программе требует, чтобы
капитал был вложен без всяких гарантий со стороны Регионального Центра. В случае, если инвестор получает гарантию возврата капитала вне зависимости от прибыльности или убыточности проекта, такой договор рассматривается как заем, и автоматически дисквалифицирует инвестора.
В то же время, инвестор свободен в своем выборе и ничто не ограничивает его возможность ознакомиться с документами предприятия, в которое он вкладывает деньги и, главное, с историей одобрения петиций через именно этот РЦ и историей возврата инвестиционного капитала. Как правило, РЦ, которые в этом бизнесе оперируют 15-20 лет и имеют вменяемую статистику, представляют практически меньший финансовый риск, чем организация собственного бизнеса без соответствующего опыта управления предприятием в Америке.
К сожалению, единой статистики относительно прибыльности/убыточности инвестиции в Региональные Центры не существует. Каждый Региональный Центр имеет свою собственную схему вывода капитала из оборота, которая в отдельных случаях определяется федеральным законом, регулирующим трансфер ценных бумаг, в других же случаях - законами штата. Зависит это от формы предприятия, формы собственности, и многих других факторов, которые необходимо учитывать до принятия решения об инвестиции.
Общая практика такова, что инвестор обычно получает небольшие дивиденды и, по завершении проекта, имеет право получить всю инвестиционную симму обратно, если проект был успешным. Контракт с РЦ обычно составлен таким образом, что срок возврата капитала назначен серез 4,5-6 лет после инвестиции.
Пожалуйста, не воспринимайте эту информацию как юридическую консультацию.
Кроме того, я заранее приношу извинения за невозможность ответить на вопросы, касающиеся индивидуальных ситуаций.