Кому из Руси уезжать хорошо

Aug 05, 2013 01:32

С интересом наблюдаю за гибридизацией старых и новых мифов об эмигрантах. Миф восьмидесятых: "вы там моете унитазы, вспоминая, как работали инженерами". Миф девяностых: "вы там тоскуете о духовности, лопая жирную колбасу". Миф нулевых: "вы там кусаете локти от того, что у нас теперь такая же колбаса". Миф десятых: после мойки унитазов эмигранты плачут о потерянной духовности и грызут локоть пополам с колбасой, которая в России тоже есть.

Оставим в покое экзальтированных дамочек, которые обнаружили в европейских ресторанах русскоговорящих официантов и радостно сделали выводы об эмиграции вообще. Судя по всему, русскоязычных официантов в России они в упор не замечают. С дамочками сразу все понятно. Про “такую же” колбасу уже перетерто триста раз. Кто не услышал, тот и не услышит. Про духовность уже языки намозолили, и серьезно это слово произносить не получается, хотя тема эмигрантской тоски всплывает, порой, и от самих эмигрантов. Вот о тоске и поговорим.

Я знаю, что пирамида Маслоу далеко не истина в последней инстанции, но для нашего разговора она будет хорошей схемой.

Первый уровень: физиологические потребности (еда, жилье, т.д.)
Второй уровень: потребность в безопасности.
Третий уровень: потребность в принадлежности к социальной группе, в дружбе, в любви.
Четвертый уровень: потребность в уважении и признании.
Пятый уровень: потребность в самовыражении и самореализации.

Уезжая, человек первым делом стремится удовлетворить желания первых двух уровней, и это нормально. Грызть сухари под дешевый портвейн за разговорами о Довлатове в коммуналке можно и на родине. Не для того уезжали. Удовлетворив потребности в первом и втором уровне, переходят на третий и четвертый.

На родине заполнить первые четыре уровня само по себе становится сложной экзистенциальной целью. Обеспечить себе и потомству достойные бытовые условия, безопасность и уровень жизни, принятый в референтной группе - это задача, которую приходится решать ежедневно, потому что слишком быстро меняется окружающая среда, и слишком она агрессивна.

Уехав, наладив быт и круг общения, эмигрант осознает, что этой задачи нет. Среда более-менее стабильна и дружелюбна. Никто не ставит себе цель скинуть тебя с шестка исключительно из вредности характера.

Тут надо отметить, что большинству населения что тут, что там, никаких задач решать и не хочется. Жилье, машины, гаджеты, курорты, компания друзей - что еще нужно для счастья.

Но меньшинство желает странного - вот этой самореализации с самоактуализацией, принадлежности к чему-то большему и Большой Жизненной Задачи (желательно - без отрыва от мат. благ, иначе - см. выше про портвейн). Для этого меньшинства жилье-машины-т.д. - это средство, это база, а не цель. Устроив себе базу, они занимаются волонтерством, бизнесом для души или продуктивными хобби - в общем, наполняют Мироздание в меру сил и возможностей.

Эмигрант благоустроенный, но тоскующий, берется из тех, у кого отросло желание Большой Задачи, но единственная известная ему Большая Задача - сбор нектара под носом у журавлей и защита своего улья от медведей. Выяснив, что добывать стало легче, а защищать не от кого, такой человек теряет цель и грустит. Он помнит, как на родине прорывался, достигал и преодолевал, как пела душа после каждого взятого барьера, а тут барьерчики ростом с бордюр-поребрик, ну никакого интереса. Благоустроенному эмигранту становится скучно, драйва не хватает.

Поэтому, прежде чем уезжать, спросите себя, а не состоит ли ваше счастье в постоянной борьбе за выживание, не греет ли вам душу призовое место в дарвиновском отборе, не затоскуете ли без перманентной войны. Говорят, что после десятилетий боев далеко не все могут найти себя в мирной жизни.

печаль, размышления, адаптация, адекватность, духовность, правда жизни, вопросы - кому где жить хорошо?, за границей - жизнь, ностальгия

Previous post Next post
Up