ИИ и эволюция 3

Nov 22, 2023 19:25


Вернемся к первому вопросу, обозначенному в самом начале этой темы и свяжем его с существованием «верхних» уровней.

В процессе обсуждения вероятности теоретически возможного противостоянии ИР-БР, можно сопоставить их эволюционные потенциалы. В какой-то мере они отражают возможные варианты будущего. В случае спонтанного возникновения ИР, пока в нем не будет высшей системы (которая, скорее всего, на каком-то этапе в него будет заложена самим человеком), ЭП суперкомпьютеров будет значительно отставать от ЭП человечества.  Однако намного большим потенциалом будут обладать варианты интеграций ИР и БР.

На первый взгляд ничего им принципиально не мешает привлекать друг друга на «свою сторону». Формирование для такой гибридной «связки» эффективной высшей системы способно увеличить совместный ЭП намного больше, чем увеличение количества однородных элементов с объединением их в систему (только ИР или только БР). Поскольку человечество находится на стадии развития достаточно близко к выработке и закреплению идей объединения людей на основе «высших» принципов, что возможно лишь в условиях формирования в нейронных структурах мозга соответствующих «высших» принципов и схем, возможно дальнейшее расширение этого подхода и до гибридных технико-биологических структур.

4.



Чтобы не «утонуть» в множестве методов и подходов к анализу видов и способов формирования «высшей» системы, определим её как объединяющую ряд подсистем в нечто, что мы можем классифицировать как единое в своем проявлении.  Например, когда мы говорим о зрении, то можно сказать, что зрительная картина мира с одной стороны есть результат объединения всех подсистем распознавания образов, создания элементов зрительной картины, ощущений объема, расстояний и т.д., с другой стороны она же и есть способ их объединения в единую форму привычного для нас зрения.

Упомянув зрение, определим разницу между ним и системами наиболее высокого социального и личностного порядка через способ их возникновения. Если первая формировалась в процессе длительной биологической эволюции и закрепилась на генном уровне, то вторые возникли совсем «недавно» в процессе  взаимодействия людей, закрепившись в их памяти и научениях, передаваемых от человека к человеку (информационная среда), и как результат способности мозга к обучению и пластичности.

Предрасположенность к обучению языку (формированию речи) не обозначает того, что отдельный человек, родившийся и живущий в изоляции, со временем придумает свой язык и начнет сам с собой на нем разговаривать. То же самое, по аналогии, можно сказать и о высших системах. Т.е. есть в них есть потребность, но для их реализации нужна среда. Обычного современного человека можно охарактеризовать как плагиатора. Практически вся его когнитивная сфера позаимствована у окружающих.

Все новейшее развитие человечества определялась тем, каким образом в нем  происходило его обучение и воспитание, какие идеи в обществе доминировали, какие прививались людям и какие цели эти идеи преследовали. С точки зрения накопленного опыта, логики и тенденций эволюции очень важно, чтобы те идеи, на основе которых происходит развитие людей, формирование единого человеческого сообщества и соединение его с окружающим миром (биосферой), не только закреплялись и достигали цели, но и сами они развивались в сторону более «высоких материй» на основе фундаментальных законов развития.

Понятие идей как принципов, объединяющих различные подсистемы разума, в контексте здесь обсуждаемого, нужно понимать в самом широком смысле: в равной степени как результаты мыслительной деятельности и как консолидирующие принципы при обработке разнородной информации мозгом, в той же степени как информационные свойства среды (человеческого сообщества) так и руководящие принципы во взаимодействиях элементов этой среды. Определим ранг идей в зависимости от степени широты охвата всех возможных человеческих состояний, мыслей, вопросов и насущных задач. Тогда наивысший ранг получат идеи, объединяющие в единую картину все три сферы: человека, человечества и окружающего мира. При том достаточно очевидно, что эффективность объединения во многом зависит от степени противоречивости и конфликтности между разнородными подсистемами этих идей. Эффективность же во многом можно охарактеризовать как степень соответствия всем законам существования мира.

На данный момент времени существует не так уж и много форм идей высокого ранга, имеющих большую эффективность и существующих устойчиво. К ним можно отнести основные виды религий, а также некоторые политические идеи, например  создания «справедливого» общества (коммунизм, социализм). В процессе развития эволюционной биологии и обогащения ее различными законами эволюции и фундаментальными законами существования энергии и материи, есть все шансы возникновения третьей формы. Причем, с моей точки зрения, она будет наиболее эффективной.

Previous post Next post
Up