Институты смуты. Часть 5: Массовая пропаганда
Первый неочевидный факт, следующий из существования СМИ профессиональных и идеологических - это разграничение информации и пропаганды. Задача профессионального СМИ - предоставить информацию как о фактах, так и о мнениях. Чем больше диапазон мнений - тем лучше, и даже наличие личных мнений у журналистов не ведет к однобокости: руководство СМИ вынуждено специально уравновешивать позицию журналистов коллектива подбором экспертов и спикеров с иными позициями. Профессиональное СМИ является СМИ в узком смысле.
Задача идеологического СМИ - предоставить информацию о фактах и предоставить тщательно подобранные мнения в идеологическом контексте. То есть идеологическое СМИ де-факто является средством массовой пропаганды. Такие СМИ следует дополнительно разделить на две категории: СМИ полного охвата и нишевые СМИ. Основанием классификации в данном случае будет наличие у СМИ доступа к аудитории. СМИ полного охвата технически имеют возможность вещать практически на все население: им выделены необходимые инструмента. Это - так называемые «федеральные телеканалы», вещающие по всей стране радиостанции и т.п. Именно про эти СМИ говорят, что они «формируют общественное мнение».
Есть и региональные идеологические СМИ полного охвата, доступные всему населению определенного региона. Принципиально важно то, что аудитории не нужно предпринимать никаких усилий (искать, настраивать, оплачивать, подключать и т.п.) для того, чтобы получить доступ к СМИ. Достаточно сделать выбор - и начать пользоваться данным СМИ.
Нишевые СМИ работают на достаточно узкую аудиторию, готовую платить за доступ к данным СМИ. Как следствие нишевые идеологические СМИ работают только «для своих». Это очень важный принцип: очевидно, никакой сторонник Навального не стал бы покупать подписку на газету вроде «Известий» а сторонник Путина - на «The New Times». Модель финансирования данных СМИ означает, что в силу ограниченности охвата они не оказывают влияние на общественное мнение.
Основная задача нишевых идеологических СМИ - мобилизация собственного актива. Эту задачу нельзя недооценивать, поскольку отсутствие или пассивность актива автоматически означает поражение в политической борьбе; это единственный абсолютно необходимый ресурс.
Политика неразрывно связана с пропагандой. Мобилизация масс населения невозможна без пропаганды Это означает, что тот, кто НЕ контролирует никакие идеологические СМИ полного охвата - не может использовать в политической борьбе массы населения. Как вы понимаете, у оппозиционных лидеров нет ни одного средства массовой пропаганды, способного достучаться до широких масс населения, что сильно ограничивает их в выборе средств политической борьбы.