Что читаете?
Я читаю - медленно, погружаясь, "Мы с тобой. Дневник любви" Пришвина.
Все в школе читали "Кладовую Солнца". Кроме "Кладовой Солнца" и рассказов о птичках я больше ничего о Пришвине не знала. А тут погрузилась.
«Мы с тобой» - книга о любви. По форме она представляет собой диалог двух её героев: писателя Михаила Пришвина и Валерии Дмитриевны Лебедевой (урождённой Лиорко), с которой Пришвин встретился в конце жизни и которая стала его женой. Эта встреча нашла своё отражение в «Дневнике» писателя за 1940-й год, послужившем основанием для этой книги.
Википедия пишет: "В 1940 году 67-летний М. М. Пришвин женился на 41-летней Валерии Дмитриевне Лиорко (Лебедевой) (1899-1979). В 1924 году, уступив настойчивым просьбам матери, В. Д. Лиорко вышла замуж за Н. Н. Вознесенского, профессора Менделеевского института, намного старше неё. После смерти Вознесенского в 1929 году обвенчалась с А. В. Лебедевым, с которым окончательно рассталась весной 1938 года. Прожила с писателем счастливо до его кончины. После смерти Пришвина работала с его архивами, написала о нём несколько книг, многие годы возглавляла музей Пришвина".
А если своими словами - в 67 лет Пришвин встречает 40-летнюю Лялю. Пришвин, талант которого раскрылся в описании природы - пожалуй, потому, что любви в жизни - такой, чтоб с Большой буквы - у него не было. Жена его, крестьянка Фрося, родила троих сыновей - один из них умер в младенчестве - и не могла, видимо, дать Пришвину большого чувства и духовного наполнения. И так жаль их обоих в этом. И такая в этом боль и безысходность.
Вот, цитирую предисловие: "Писатель Михаил Пришвин, стоящий уже на пороге старости. Охотник, путешественник, он ещё полон сил и писательских замыслов. Уже прошло три года, как он живёт один в полученной им наконец после долгих хлопот московской квартире. До того он жил в небольшом подмосковном городке, где осталась его жена, куда приезжают взрослые семейные сыновья. Он навещает жену, подолгу гостит. Так, незаметно, не причиняя никому ненужной боли и не подчёркивая отдаления, осуществляет старый писатель давно задуманное им одиночество. В Москве живёт у писателя милая девушка Аксюша. Ей уже лет 35. Она сирота и воспитанница суровой тётки и какого-то белорусского «старца», у которого была целая группа таких опекаемых им девушек-черничек. Писатель восхищается ею: «Аксюша - это человек, в несчастьях крепнущий радостно духом, независимый от внешнего мира». Из голодной деревни, из страшной нужды выписала жена свою племянницу обслуживать и «глядеть» за ним. «Глядеть в прямом и переносном смысле», - добродушно иронизирует Пришвин, рассказывая о своём недавнем прошлом. В переносном же смысле глядеть никогда за ним не приходилось. Если и бывала в прошлом измена, то лишь в мечте: жизнь прошла, по существу, как у юноши. Таким и прожил писатель свою долгую брачную жизнь - «полумонахом», как он сам говорит о себе иронически в дневниках".
И тут появляется Ляля - Валерия. И Пришвин - какие 67! - ведет себя как мальчишка. Ну не 20, нет. Но 25-27 - вполне. И решает вполне жизненные задачи: разделить имущество, оформить развод, купить дом. И решает вполне юношеские вопросы: это любовь? А что за любовь? А раньше почему не испытывал такого? А она чувствует то же, что и я? А если она всех так любит, а не только меня? И в каждой строке бьется пульс, сомнения, тревога, и ты понимаешь, что возраста нет, когда есть любовь.
А ко мне приходила на массаж недавно М., мама моей подруги. И я спрашиваю: "Ой, а что тут спазмирована правая сторона? Это же отношения с мужчинами!"
"Да я с мужем поссорилась!, - говорит М. - Как раз ехала сюда и выясняла с ним отношения по телефону!"
"А что выяснять? - удивляюсь я. - Вы же 30 лет вместе!"
"Ну так вот, - говорит М. - Пока притираемся".
Книжка про это. Про то, что и в 67 все начинается. И счастье случается. И можно в него верить и ждать. И притираться.
Там нет большого экшна - понятно же, дневники. Но нежно и глубоко. И это лучше "Кладовой Солнца". Как по мне.
#читаю2020