Оригинал взят у
kivaanna в
Народная традиция и современность. Часть 2. Павлопосадские платки - ритм и настроение. Дар, украшение, знак праздника, пути, магический оберег-платок (а раньше полотенце) сочетал в себе множество смыслов и функций. Это и защита, и знак статуса носящей его женщины.
Юлия ТереховаЭтот пост -- продолжение начатого мной
исследования.
Тема поста "Павлопосадские платки и современность".
История павлопосадских платков началась несколько веков назад, но корнями уходит намного глубже. Эти дивные платки являются потомками традиционных головных уборов русских красавиц, таких как убрус, покровец, ширинка (названная так оттого, что ткань для неё отрезалась по ширине полотна). Вышивка и тканный узор, если можно так выразиться, "видоизменились" со временем в набивной рисунок павлопосадских платков. А смыслы, заложенные предками, постепенно вытеснились функциями.
Но прежде чем начать "исследование", думаю было бы целесообразно воспринять хотя бы парочку, т.е. попытаться откликнуться на структуру платка. Конечно, они все разные, и от изобилия
в каталоге глаза разбегаются, но практически каждый платок - это шедевр и в каждом таится свой рассказ. Итак, что же такое структура павлопосадского платка? А это колорит, линия, фактура (шерсть, шелк и пр.), композиция орнамента, пропорции, размер (масштаб) и все это завязано ритмическими связями.
Вот, например, два разных орнамента и разный телесный отклик, рождающий различные образы. Чувствуете разницу?
И еще, разные и цвет, и орнамент.
А вот один орнамент, но в разном цвете. И тоже колоссальная разница в эмоции.
Несомненно, важно суметь откликнутся на структуру в целом, хоть это и сложно. Они определенно живописны, среди них я не нашла строго линеарных. Но, как мне кажется, самое главное тут колорит и ритмы. Причем ритмы тут во всем своём многообразии. Именно они задают настроение и играют важнейшую роль в том, как завязать структуру платка в образ.
Напомню, ритм - это повторение чего - либо. Ритмом соединяют все элементы структуры в единую мелодию (например, цвет с цветом, но и цвет с фактурой и орнаментом и тд.). Ритмы могут быть односоставными или сложнейшими, дело тут в мастерстве художника. Но помним то, чему нас учит Любовь Михайловна - образ не придумывается, он рождается.
Некоторые ритмы:
- ритм цвета;
- ритм фактур;
- повторение ритма элементов орнамента платка в орнаменте др. составляющих образа: живописной дробности, живого дыхания и пульсации;
- ритм пропорций и контуров, повторение форм, повторение силуэта в характере линий орнамента;
- повторение живописности лица (прически) в живописности орнамента.
Эмоцию в образе задает характер ритма, возникающий путем многообразных комбинаций и повторении элементов структуры. Он может быть ровный (например, элементы орнамента примерно одного размера, цвета в пределах одного диапазона) или скачущий (разноразмерный и многоцветовой, многофактурный) и дт.
Главное тут ЧУВСТВО РИТМА и НАСТРОЕНИЕ.
Еще, хочется сказать, что носить стильно павлопосадский платок надо учиться и иметь определенную смелость. И всегда надо помнить о трансформации и стилизации, дабы избежать этничности и нелепой пестроты и избыточной театральности. Но и чувствовать себя. А теперь о современности... Так где же в наши дни нашлось место для этого шедевра? Вот несколько ниш, в которых мною были замечены павлопосадские платки:
- в интерьере: как элемент декора, обивка мебели, оформление ламп, в раме как картина, как гобелен, декор подушек, покрывал, как скатерть;
- из павлопосадских платков шьют одежду, делают аксессуары;
- как самостоятельный аксессуар.
При написании поста и при поиске иллюстраций, я натолкнулась на большое количество идей или сюжетов (не образов) того как использовать павлопосадский платок для декора (их разместила в конце), но именно стиля и образов нашлось очень мало.
ИТАК, моя подборка с небольшими комментариями. Приятного просмотра.
Начать хочется, с потрясающей Сюзанны Бисовски с ее чувством ритма и с ее гармоничных интерьеров. Это самый интересный пример внедрения павлопосадского платка в современное пространство. Наслаждение! Стильно! Как орнамент павлопасадских платков, которыми обиты стулья, завязан с вышивкой на подушках , с орнаментом на шторах и на железных коробках, а так же с живописной дробностью декора стен (рамка, шляпы, коробочки, цветы в вазе).
Все те же гениальные ритмические связи между элементами структуры: орнамент и дробность декора, колорит, пропорции, фактуры.
Не могла не показать платок как аксессуар, в образах Сюзанны Бисовски. И снова элементы структуры завязанные ритмическими связями: платок - лицо (живописность, повторение форм, округлостей, веснушки), платок - прическа, платок - платье, ритм цвета.
Тут хорошо видено единство многих ритмов: ритм цветовых пятен, ритм разных по размеру цветов и ритм формы цветов и формы лица, глаз. Ритм фактур - дробности веснушек, ковристой кофты и вязки. Многосоставный образ, сложный наслаивающийся ритм.
Ритм округлых форм и цветовых пятен. Напряжение.
Ритм угловатых форм, ритм цветовых пятен. Все гениально и сложно.
Kenzo.
То же есть ритмы: ритм цвета в схожей тональности (некая плавная радостная мелодия), ритм - орнамента примерно в одной размерности, ритм фактур, контрастный ритм дробности - (живописность и линеарность).
1984
Стилизация и трансформация.
2009
Платок как аксессуар. И вполне носибельно. Опять же, все завязано ритмами.
Antonio Marras для Kenzo, весна- лето 2011.
Тут чего только не намешано, просто невероятно! Но дух павлопосадских платков явно витает. Очень мне понравилась коллекция.
Ив Сен Лоран
Dolce & Gabbana
Lena Hoschek
Платок как аксессуар. Достаточно современно.
Вячеслав Зайцев
Ольга Дынкина
Признаюсь, этот дизайнер мне встретился впервые. Но зацепило. Хорошо, на мой взгляд, подобрана модель и, несомненно, есть чувство ритма.
Юлия ЛатушкинаКрасиво, но на мой взгляд, прямолинейно (посмотрите по ссылке), но есть интересные работы. Суть погонов мне не ясна и другие мужские луки - просто луки.
Долго думала, стоит ли размещать нижеследующие работы... Решила оставить дабы вы могли сравнить разные степени образности и сами сделать свои выводы. Ведь только сравнивая выявляется суть. Вроде и ритмы есть, но как то не то, в сравнении с примерами выше.
Денис Симачев
Наверное, тут юмор.
YANASTASIA
в масштабе
тут Надежда Бабкина более менее сгладила ситуацию, своей живописностью и разудалостью. Явно это вышло случайно.
Удачные, на мой взгляд, примеры из жизни - платок как аксессуар и как он завязан ритмами.
фото нашла
тут Здесь хоть и не павлопосадский платок, но фото размещаю, как пример удачной ритмической завязки платка, платья и очков.
Далее я размещаю (долго думала стоит ли, но решила пусть будет) лишь ИДЕИ и сюжеты для будущих стильных историй. Помните про ритмы и структуру, трансформацию и стилизацию. А главное платок должен завязываться с вашей структурой.
источник источник источник PS: в данном посте я попыталась раскрыть тему так, как на данном этапе ее понимаю сама. Буду благодарна конструктивным комментариям. Вопрос о стилизации и трансформации открыт:)
Click to view
При написании поста были использованы
источникикартинки, если не указана ссылка, то найдены на просторах интернет