Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.5

Dec 29, 2018 18:34





В предыдущей части мы рассмотрели зарождение тайных обществ, которые поклонялись Королеве Матери Запада. Именно эти общества были ответственны за восстания желтых и красных повязок, которые свергли династии Хань и Юань. В частности мы рассмотрели знаменитое тайное общество Белый Лотос и его идеологию. В этой части мы продолжим изучать историю тайных обществ и тайных восстаний, на этот раз в 19 и первой половине 20 века.



Предыдущие части по ссылкам:

Ч.1 - https://popoffich.livejournal.com/171983.html

Ч.2 - https://popoffich.livejournal.com/172145.html

Ч.3 - https://popoffich.livejournal.com/172311.html

Ч.4 - https://popoffich.livejournal.com/172724.html

Первые 150 лет цинской династии прошли относительно спокойно, но по мере разложения династии и накапливания проблем, бунтарские настроения «Белого Лотоса» все сильнее давали о себе знать пока не произошло первое крупное организованное «Белым Лотосом» восстание 1796-1804 годов и Восстание Восьми Триграмм (ответвление Белого Лотоса) 1813г. Эти восстания хотя и были подавлены, но они серьезно подорвали силы и репутацию цинского правительства. Последовавшая за этим спустя 30 лет Первая опиумная война еще больше уронила репутацию правящей династии.

В середине 19 века Китай затрясло от множества крупных восстаний, которые вспыхнули параллельно и независимо друг от друга подобно цепной реакции. Интересно что эти восстания были в большинстве своем организованы новой волной тайных обществ, которые уже не относятся к традиции Белого Лотоса, а принадлежат к другой традиции, которую я условно называю традицией Общества Земли и Неба (天地会 - Tiandihui).

Разница между этими двумя традициями состоит не только в религиозных воззрениях, но и в методах ведения деятельности. Белый Лотос, его предшественники и его последователи, вели свою традицию от даосов и от древнего культа Матери (Си Ван-му либо Ушен Лаому) концентрировались на благотворительности, взаимопомощи, духовных и целебных практиках, дыхательной гимнастике, медитации и экстатических религиозных обрядах.

Общество Земли и Неба вело свою традицию от мифических пяти учителей, которые были выжившими настоятелями якобы реально существовавшего Южного Шаолинского Монастыря в провинции Фуцзянь, который согласно легенде, был уничтожен цинской армией за отказ подчинятся чужеземцам. Они практиковали боевые искусства, отличались повышенным патриотизмом и по своей форме и роду деятельности больше походили на боевые революционные группы, либо организованные преступные группировки. Вместо поклонения Нерожденной Праматери и Будде Майтрее они поклонялись (и продолжают поклоняться) Гуаньюй (关羽 - Guanyu), которого на Западе часто ассоциируют с богом войны, но на самом деле это скорее бог верности, храбрости и справедливости.

Это разделение конечно очень условно, в Белом Лотосе тоже были боевые искусства, например, Мейхуацюань (梅花拳 - Meihuaquan - досл. Кулак цветка сливы)созданная сектой Багуадао (八卦道 - Baguadao - Путь Восьми Триграмм). Они точно также участвовали в криминальной деятельности. А члены Общества Земли и Неба и его ответвлений могли устраивать экстатические ритуалы или практиковать медитацию.

Если смотреть по географии восстаний и зоне наибольшей активности разных тайных обществ, то видно что общества традиции «Белого Лотоса» процветали на Севере Китая, а «Общества Неба и Земли» на Юге. Что неудивительно учитывая большую культурную, языковую, и экономическую разницу между двумя регионами, а также их историческое соперничество.

В середине XIX века одновременно вспыхнула целая цепь восстаний, организованных различными тайными обществами. Крупнейшее из них - Восстание тайпинов, было организованно христианской сектой тайпинов (правильнее называть их Общество поклонения Богу 拜上帝教 - Bai Shangdi Jiao), которые смогли захватить Нанкин и создать там государство Тайпин Тяньго (太平天国 - Taiping Tianguo - Небесное государство великого благоденствия). Конкретно тайпины, это, насколько мне известно, совершенно отдельная группа и от Общества Неба и Земли и от Белого Лотоса, как идеологически, так и организационно, хотя они и образовали союз друг с другом во время восстаний. Хотя тайпины и позаимствовали много моментов из даосизма, их официальной религией была своеобразная интерпретация христианства, а сами восставшие отметились разрушениями традиционных храмов и святилищ что настроило против них суеверные крестьянские массы в других регионах, не позволив расширить восстание на всю страну.

Одновременно с этим тайное Общество Малых Ножей (小刀会 - Xiaodaohui), которое являлось ответвлением Общества Земли и Неба захватило Шанхай, и основало там Да Мин Тайпин Тяньго («Великое Минское Небесное государство Великого благоденствия»). Их лидеры объявили себя сторонниками тайпинов и удерживали город от цинской осады. Из-за схожего названия и союза с тайпинами, многие современники в том числе находящиеся в Китае европейцы путают эти два восстания и считают, что и Шанхай, и Нанкин были захвачены одними и теми же тайпинами.

На юге страны, эта же организация Малых Ножей подняла восстание в провинции Фуцзянь и захватила ряд городов, включая Сямэнь.

На юге же, но в провинции Гуандун, само Общество Земли и Неба организовало «восстание красноголовых», (названы так из-за красных повязок, которые носили восставшие). В руках повстанцев оказались многие окружные и уездные города, а общая численность восставших достигла нескольких сотен тысяч. На сторону восставших перешла цинская речная флотилия. Борьба перекинулась в провинцию Гуанси. Осенью 1855 года «красноголовые» создали в Гуанси повстанческое «Государство Великих Свершений» («Да Чэн го») со столицей в Сюньчжоу. Если провинция Гуандун была в целом очищена правительственными силами от повстанцев к концу 1855 года, то в Гуанси до осени 1861 года существовала стабильная база антицинской борьбы.

В это время на севере страны в провинциях Аньхой и Хэнань произошло восстание нянцзюней (捻军起义 - nianjun qiyi), или его еще называют восстанием факельщиков. Это изначально были разбойники, которые переняли символику Белого Лотоса и смогли привлечь на свою сторону массы крестьян.

Параллельно с этим произошли крупные национальные восстания народностей мяо и хуэй на окраинах.



В конце концов, ценой десятков миллионов жертв, центральному правительству удалось подавить эти восстания. Основной причиной их провала были несогласованность действий различных восставших групп, внутренние разногласия, сам характер крестьянских восстаний, участники которых не желали идти продолжать борьбу за пределами родного уезда или родной провинции. В итоге более организованная цинская армия смогла разбить восставших по частям.

Как мы видим, если до начала XIX века основными бунтарями были секты, вышедшие из традиции «Белого лотоса» и поклонения Си Ван-му, то в середине века волна восстаний была уже организована тайными обществами «Земли и Неба». Однако в конце XIX начале XX века, Белый Лотос опять вышел на первый план. На этот раз восстание ихэтуаней (или боксерское восстание). Движение ихэтуаней получилось от объединения Общества Больших Ножей (大刀会 - Dadao hui) и Мэйхуацюань, которые оба являются ответвлениями продолжателя дела Белого Лотоса - секты Багуадао. Разница между ними в том, что Общество Больших Ножей разработало и практиковало дыхательную практику «золотого колокола» (金钟罩 Jinzhongzhao), которая якобы делала практикующих неуязвимыми от ударов мечей и даже пуль. А общество Мэйхуа разработало свой боевой стиль Мэйхуацюань (кулак цветка сливы). Собственно, именно поэтому восстание ихэтуаней и называют восстанием боксеров - из-за того, что его участники занимались боевыми искусствами и верили, что они помогут им изгнать чужеземцев. Также к этому движению присоединилось Общество красных копий (红枪会 - hongqianghui), которые были созданы как отряды самообороны крестьянских общин от разбойников в 90-е годы XIX века. Их отличительной чертой было то что в основном они были вооружены копьями с красной кисточкой возле наконечника.

В отличие от предыдущих восстаний, которые проходили под универсальным лозунгом «Свергнуть Цин, вернуть Мин» (反清复明 - Fanqing Fuming), ихэтуани выдвинули лозунг «Поддержать Цин, уничтожить иностранцев» (扶清灭洋 - Fuqing Mieyang). Это достаточно интересно, так как антиманчжурские настроения среди членов тайных обществ никуда не делись, но в данный исторический период, цинам удалось сместить фокус народного гнева с себя на колониальные западные державы. Восстание было поддержано императорской династией, и оно было направлено на погромы и убийства иностранцев и китайских христиан. В ответ западные державы, сформировали Альянс Восьми Государств, который захватил Пекин, вынудив императрицу Цы Си спасаться бегством со всем своим двором.

Чтобы задобрить иностранцев, цинская династия согласилась выплачивать огромную контрибуцию, а также объявила ихэтуаней вне закона и стала их преследовать. Тем не менее, Общество Больших Мечей выжило и осело в деревнях, преимущественно на Севере Китая, сформировав там местные отряды самообороны от разбойников. В 30-е годы, когда Япония напала на Китай и оккупировала Манчжурию, многие члены этого общества стали вести партизанскую антияпонскую борьбу и позже даже влились в ряды Красной Армии.



Общество Красных Копий - 20-е годы

Похожая судьба постигла и Общество Красных Копий. После разгрома восстания ихэтуаней, «копья» осели в родных деревнях в Хэбее, Хэнане и Шаньдуне, защищая местных жителей от разбойников-тхуфэев, которые на фоне ослабления центральной власти и нарастания хаоса, расплодились в огромных количествах.

Уже после свержения цинской монархии, страна фактически распалась на части, где каждую провинцию удерживал свой милитарист, опиравшийся на штыки личной наемной армии. В 1920-е годы, в провинции Шаньдун случился массовый голод и массовая миграция из Шандуна в Северо-Восточный Китай и Манчжурию. Вместе с массами крестьян туда попали и «красные копья», образовав там свои отряды самообороны в деревнях.

В связи с красными копями еще стоит отметить Восстание красных копий в Шаньдуне 1928-1929 г. В тот период времени восточный Шаньдун контролировался милитаристом Лю Чженняном, который совсем недавно перешел со своими войсками на сторону Гоминдана и отряды которого занимались откровенным грабежом местных деревень, и вынуждали крестьян платить непомерно высокие налоги, не предоставляя взамен никакой защиты от разбойников.

В 1928 вспыхнуло восстание милитариста Чжан Цзунчана, бывшего начальника Лю Чженняна, за контроль над севером и востоком Шаньдуна. Он собрал остатки верных солдат, добавил к ним наемников, в том числе белогвардейцев семеновцев, заручился поддержкой Японии, и напал на отряды Лю Чженнняна, разгромив серьезную часть его войска. Многие из солдат Лю, не желали сражаться, а массово перебегали на сторону отрядов «красных копий», еще больше их усилив. Тем не менее Лю не сдался, и с остатками войск развязал активные боевые действия на всей территории провинции.

Оба милитариста отличались крайним эгоизмом и жестокостью к мирному населению. Они сжигали города и деревни, грабили, убивали, насиловали, продавали захваченных женщин и девочек в рабство. Это вызвало ещё больший рост отрядов «Красных копий». Красные копья взяли под контроль обширные территории на севере и востоке Шаньдуна и даже создали квази-государство в уезде Дэнчжоу. Тем не менее после ожесточенных боев, Ли Чженнян в итоге одержал победу над своим противником Чжан Цзунчаном, и смог сконцентрировать все свои силы на восставших. В течении двух месяцев он полностью уничтожил 18 деревень и большой частью сжег еще 60 деревень, убивая всех их жителей включая женщин, детей и стариков. В итоге восстание «красных копий» было подавлено.

Однако само тайное общество никуда не исчезло. Подобно «Большим Мечам», они включились в партизанскую борьбу против японцев в Манчжурии. Также они вступили в тесные отношения с разведкой китайских коммунистов.

Но про взаимоотношения тайных обществ и китайских коммунистов, вы узнаете в следующей части!

Продолжение  Ч.6 - https://popoffich.livejournal.com/173180.html

Перейти к содержанию моего блога

Я Вконтакте

Си Ван-Му, религия, история, Китай, революция, Цин, культура

Previous post Next post
Up