Итак, в предыдущих трех частях мы разобрали китайскую богиню Королеву Матерь Запада - Си Ванму, и установили её происхождение от греческого культа Кибелы. В этой главе мы рассмотрим как её культ эволюционировал в Китае и какое влияние он оказал на китайскую историю. А также вступим на территорию тайных обществ.
Предыдущие части по ссылкам:
Ч.1 -
https://popoffich.livejournal.com/171983.html Ч.2 -
https://popoffich.livejournal.com/172145.html Ч.3 -
https://popoffich.livejournal.com/172311.html Влияние культа Королевы Матери Запада на китайскую историю.
На всем протяжении китайской истории культ Королевы Матери Запада всегда был довольно силен вплоть до самого 20 века.
Культовые предметы с матриархальным божеством сохранились еще с неолита. Первые письменные источники упоминающие Си Ван-му относятся к костям для гадания династии Шан и датируются периодом около 1500 лет до нашей эры. Поклонение Си Ван-му продолжалось в периоды Весен и Осеней и в период Враждующих царств.
После превращения даосизма в более-менее организованную религию в 300-200 году до н.э. Си Ван-му сразу вошла туда и закрепилась на почетном месте жены Нефритового Императора Юй-ди, то есть фактически позиция равноценная древнегреческой Гере, но при этом с функциями одновременно Кибелы и Деметры.
При этом Виктор Мейр отмечает что в период династии Цинь и ранней Хань, все еще велико было влияние Восточной Матери, живущей на мифическом острове Пэнлай в Восточном море. Этот остров ассоциировался с эликсиром бессмертия и вечной молодости. Известен миф, что Цинь Шихуанди снаряжал экспедицию на корабле в Восточно-Китайское море, с целью добраться до острова Пэнлай и привезти эликсир бессмертия. По легенде экспедиция нашла вместо этого Японию и посчитала что гора Фудзи это и есть Пэнлай, но так-как эликсира бессмертия там не было, они из страха решили там остаться и стали японцами. Схожая легенда есть и про императора У династии Хань (140-68 г. до н.э.).
Во время династии Хань (206 до н.э - 200 н.э), она же первая конфуцианская династия - на государственном уровне существовал культ Матери Земли Хоу-ту (后土 Houtu), которая считается одним из имен Королевы Матери Запада, хотя может быть она была и отдельной богиней. Тут это трудно разобрать. Пространство мифов гораздо более размыто чем реальная история и законы формальной логики тут не действуют.
Вообще о поклонении Си Ван-му в этот период существует не слишком много сведений. Ранее я уже приводил отрывок из официозного придворного исторического сборника Ханьшу о том, как тысячи поклонников Си Ван-му заполонили столицу империи в некоем религиозном экстазе. Скорее всего данный конкретный эпизод описывает некое популярное религиозное движение, которое внезапно распространилось по стране, вовлекло в себя десятки тысяч простолюдинов, которые наводнили столицу и вызвали этим самым недовольство правящей аристократии. Единственное дошедшее до нас свидетельство написано придворным конфуцианским историком, который относился резко негативно к этому возмущавшему империю народному культу.
О более поздних свидетельствах этого культа мне неизвестно, однако спустя почти 200 лет после описываемых в Ханьшу событий, в Китае вспыхнуло восстание желтых повязок, организованное даосской сектой «Тайпиндао» и обрушившее династию Хань. Учитывая важную роль Королевы Матери Запада в даосизме, можно предположить, что между массовой религиозной истерией, нахлынувшей столицу в 3 г. до н.э. и религиозным восстанием в 184-204 г. н.э. существовала определенная связь.
Восстание желтых повязок
Наиболее очевидным свидетельством этой связи является то что даосская секта Тайпиндао была поддержана сычуанской даосской общиной «Пять Ковшей Риса». Мало того, лидеры восстания и патриархи общины были однофамильцами (фамилия Чжан), правда были ли они родственниками историками не установлено. Пять ковшей риса были вступительной платой за вход в общину, и они символизировали обитель бессмертных - созвездие Большой Медведицы. Покровительницей этого созвездия является либо богиня Доуму (斗母 - Doumu, буквально «Мать Большой Медведицы»), либо сама Си Ван-му, а Доуму это одно из её проявлений.
Позднее, община «Пять ковшей риса» трансформировалась в «Школу Небесных Наставников», которая никогда не рвала своих связей с «Желтыми Повязками», продолжала традицию «Пяти Ковшей» и вполне успешно просуществовала сотни лет вплоть до наших дней (правда впоследствии расколовшись на Северную и Южную). В эпоху династии Тан, время наибольшего расцвета даосизма, именно ответвление этой школы - Школа Шанцинь (上清 Shangqing Высшая чистота) стала государственным «мейнстримом», вовлекая в себя многочисленных представителей аристократии. Характерно что в центре поклонения этой школы была Королева Матерь Запада.
После развала империи Хань в 200 году н.э. было несколько столетий непрерывных феодальных войн между постоянно возникающими и рушащимися малыми государствами, пока страна не была объединена династией Суй, которая просуществовала всего лишь 40 лет, и в результате восстания части аристократии была замещена династией Тан, во главе с Ли Юанем.
Период династии Тан, многими китайцами считается «золотым веком» Китая, который продолжался с 618 по 907 годы. Основатель династии Ли Юань заявлял, что его далеким предком был сам Лао-Цзы и поэтому даосизм получил совершенно особое покровительство при этой династии. Как я уже написал выше - из всех школ даосизма наибольшей императорской поддержкой пользовалась школа Шанцинь.
Именно в период династии Тан был составлен сборник даоских стихов, где Си Ван-му занимает почетное место. Танские же даосы, ответственны за «облагораживание» образа Королевы Матери Запада. Тот образ Си Ван-му который известен современным китайцам, был создан именно в этот период времени.
К концу 9-ого века Танская империя окончательно разложилась и погрязла в коррупции. Центр потерял контроль над региональными начальниками, а по всей стране вспыхивали крестьянские восстания. Крупнейшее из них под руководством бывшего соляного контрабандиста Хуан Чао, даже смогло захватить столицу империи Лоян, и, хотя и было в итоге подавлено, окончательно подорвало силы правящей династии. В итоге после аристократического переворота империя развалилась окончательно и последовал почти 60-летний кровавый хаотический период 5 династий и 10 царств. После этого страна объединилась под династией Сун, которая хоть и довольно проблематично (по сути расколов страну на две части), но просуществовала 200 лет пока их не сокрушили монголы в 1270.
После династии Тан, даосская школа Шанцинь также пришла в упадок и на первое место выдвинулась школа Истинного Единого Пути Чжен-И-Дао. Во время династии Сун и позднее при династии Мин руководители Школы Небесных Наставников были поставлены во главу всех направлений даосизма, и Школа Истинного Единого оставалась наиболее активной и процветающей среди всех других школ.
После падения династии Сун, монголы основали династию Юань, которая жестко правила Китаем на протяжении почти 100 лет, к тому же они сделали этнических китайцев - большинство населения, гражданами даже не второго, а третьего и четвертого сортов. Что вкупе с постоянными феодальными войнами, коррупцией и бардаком в управлении, вызывало недовольство населения.
По стране стали стремительно распространяться секты «Белого Лотоса» и «Минцзяо». Согласно книге знаменитого китайского историка У Ханя «Жизнеописание Чжу Юанчжана» - «Минцзяо» (明教 Mingjiao) это по сути было манихейство, проникшее в Китай через Синцзянь. Его последователи верили в приход «Князя Света» - Мин-вана, который прогонит северных варваров и установит царство справедливости. Позже они влились в секту «Белого Лотоса» и стали с ней единым целым. Секта «Белого лотоса» же была даосско-буддистского толка, поклонялась Нерожденной Праматери У-шэн Лао-му (无生老母 WuSheng Laomu) которая напрямую связывалась с Королевой Матерью Запада Си Ван-му.
Согласно их учению Нерожденная Праматерь породила первого императора Фу Си и его жену-сестру Нюй-Ва. Эти боги не были выдуманы сектантами, а существовали в народном сознании с незапамятных времен. Оба они, подобно хтоническим богам Древней Греции изображаются как полулюди со змеиной нижней частью тела. Фи Си и Нюй-Ва либо породили, либо вылепили из глины всех людей. Эти люди, являются «первопотомками» юань-цзы, они изначально жили не на земле, а в Небесном Дворце Тяньгун (天宫 Tiangong)или в Западном раю.
Рисунок 13 - Фу-си, Нюй-ва и Си Ван-му, гробница династии Хань
Тут можно отметить что одной из предпосылок эффективности сектантской пропаганды было то что они не выдумывали новую религию и новых богов, а брали уже существующие народные культы, даосских и буддистских богов, храмы которым стояли во всех городах и деревнях, и интерпретировали их по-своему. Их религия не отрицала уже существующие религии, а придавала им новый смысл.
Согласно учению «Белого Лотоса», изначальные первопотомки-юаньцзы не имели материальных тел. Попав же на Землю и обретя эти тела, они попали под их влияние, у них появились страсти, вожделения, и т.д. Отсюда в мир пришло зло, социальное неравенство, войны, воровство и убийства. Лаому увидев это очень расстроилась и хотела уничтожить мир, но находящиеся при Небесном дворце Будды смогли её отговорить. Взамен она послала на Землю свое учение и разделила всю земную историю на три эпохи «синего», «красного» и «белого» солнц, и выделила своего Будду-покровителя для каждой эпохи. В первую эпоху синего солнца миром правил Будда Кашба сидящий на синем лотосе. В нынешнюю эпоху красного солнца правит Будда Шакьямуни сидящий на красном лотосе. С окончанием этой эпохи придет Будда Майтрея (弥勒佛 Milefo) сидящий на белом лотосе (отсюда и название секты) и наступит эпоха «белого солнца». Эта эпоха будет временем всеобщего равенства и пасторальной утопии.
Из этого посыла члены культа делали три основных вывода. Первое - все люди произошли от одних и тех же первопотомков, а значит все люди равны и все люди братья. Нет различий между мужчиной и женщиной, чиновником и крестьянином, богатым и бедным. Есть только различие между истинными детьми Лаому и неистинными.
Второй вывод - основная цель любого человека, это достижение духовного совершенства - Нирваны (真空 - Zhenkong - Истинная пустота)и возврат на Родину-Цзясян (家乡- Jiaxiang), то есть в Западный рай. Собственно, главным лозунгом Белого Лотосы было три фразы - 无生父母,真空,家乡 Wusheng Fumu, Zhenkong, Jiaxiang - Нерождённые родители, Нирвана, Родина.
Третий вывод - третья счастливая эпоха «белого солнца» и Будда Майтрея, не придут сами по себе, им надо помочь, обратив как можно больше людей в свою веру, чтобы они возродили в себе свою душу «первопотомка-юайньцзы». А для этого надо прогнать северных варваров и установить справедливую власть в Поднебесной. Ибо последние времена уже близко, эпоха «красного солнца» подходит к концу. На исходе этой эпохи будут различные войны и стихийные бедствия и выживут, чтобы перейти в следующую эпоху, только истинные потомки Лаому, т.е. последователи секты
[1][i].
В XIV веке, сектанты Белого Лотоса подняли «Восстание Красных повязок», которое скинуло династию Юань. Один из лидеров восстания, присоединившийся к нему, когда оно уже было в самом разгаре - Чжу Юаньчжан, смог постепенно увеличить свое влияние и захватить всю страну, основав династию Мин (название династии как бы говорило, что он и есть Мин-ван обещанный манихейцами). Однако в ходе своей борьбы, он изменил идеологию на подконтрольных территориях с учения Белого Лотоса на классическое конфуцианство. Он привлек к управлению часть старой аристократии и ученых-книжников, а учение Белого Лотоса запретил. Окончательное объединение страны уже происходило под знаменем конфуцианства, а войска оставшиеся верными «красным повязкам», были уничтожены.
Подробнее про восстание красных повязок и про правление Чжу Юаньчжана читайте мой пост - Чжу Юаньчжан - один из самых известных императоров -
http://popoffich.livejournal.com/160538.html Секта Белого Лотоса была признана «злобным учением» (邪教 xiejiao) и ушла в подполье, но не погибла. На протяжении всей династии Мин, в деревнях существовали тайные культы и секты, продолжающие традицию Белого Лотоса и продолжающие бороться уже против Минов. Трудно сказать конкретно какие из них. Во время династии Мин, само слово «Белый Лотос» стало обычным бюрократическим обозначением для любой еретической секты, и по официальным документам теперь невозможно установить были ли это реальные последователи и продолжатели дела Белого Лотоса (если они этого не говорили сами) или это были полностью самостоятельные секты с совершенно иным мировоззрением. Кроме того, эти секты имели свойство перемешивать свои идеологии друг с другом.
Хороший пример такого «перемешивания» это лоисты (罗教 - Luojiao). Их секта была основана в середине XV века патриархом Ло Мэнхоном, который принадлежал к скорее к даосской традиции и проповедовал всеобщее равенство и то что весь мир и все боги вышли из «Великого беспредельного» (无极 wuji Уцзи). Он умер, не оставив наследников, и его ученики основали несколько различных школ, которые все считали себя наследниками лоизма. Ближе к XVII веку, большая часть этих школ перемешалась с Белым Лотосом, включив в свое учение поклонение Нерожденной Праматери и Будде Майтрея.
К середине XVII века, после почти 300 лет правления, династия Мин окончательно разложилась и была захвачена варварами маньчжурами, которые установили династию Цин (1644-1912). Так как маньчжуры были, подобно монголам, северными варварами, которые сделали китайцев вторым сортом, сектантское движение обрело второе дыхание, под лозунгом изгнания чужеземцев и возрождения подлинно китайской династии Мин.
Но об этом в следующей главе!
[1] Е.Б. Поршнева - Учение «Белого Лотоса» - идеология народного восстания 1796-1804 гг. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы, Москва 1972г.
Продолжение Ч.5 -
https://popoffich.livejournal.com/173039.html Перейти к содержанию моего блога Я Вконтакте