Ночь накануне Ивана Купалы, или золотой горшок, фея и три ореха

Mar 30, 2015 12:15

(Из преданий и историй, не вошедших в основной корпус "Хроник кёнигсбергских русалок и города Кнайпхоф" Аурифабера- Ансельма. Подробней и сначала см. http://popadin39.livejournal.com/47159.html)В одном городе Кнайпхофе жил да был мужичок по имени Генрих. Не молод и не стар, не низок не высок, не красавец и не урод - таков, каких природа-матушка в каждом городе производит сотнями; таков, да не совсем. Был он речист не в меру, и большой выдумщик, которые дары он получил однажды зимою, в детстве, по наущенью соседа Топчилки лизнув в мороз железяку, а точнее, замок на речном амбаре на реке Прегель, над входом которого амбара была маркировка-знак с древесной русалкой.

И пока Топчилка потешался над юным дуралеем, и пока тот отдирал с мясом язык от замка, произошла меж замком и его телом словесно-химическая реакция. Стал с тех пор паренёк понемногу набирать на свой язык множество странных слов и историй, пока не сделался речист. Чем, собственно, и прославился: не статью, не прытью, а речистостью токмо, да умом странного свойства в этой связи.
Ну, вот; долго ли, коротко ли, однажды влюбился он в фею младую, такое сплошь да рядом случается в городах, ибо для чего в них нужны феи, окромя любви, никто не знает. Вот и он не знал, и влюбился в одночасье.

Такие, брат, дела.
По сему поводу он, как и полагается влюблённым, стал петь песни звонкие на опушке Луизенваля, под буками древними, да строить мосты в долине ручья. Но не один, как обычно строят мужички в возвышенных состояниях, а целых три, объясняя это извилистостью ручья и холмистостью Луизенваля.
- Первый - это мост в общее прошлое, - говорил он, любовно вбивая сваи в топкую материю берегов. - Второй мост - в общее настоящее. Ну, а третий - в общее будущее, но он строится последним, как того требует Древний Устав Мостовиков Самбии и Натангии.
- А что фея младая? - спросите вы. Трудно сказать… феи те же кошки, что у них на уме - бог весть. Но она давно бы уже отправила его в рощу престарелых болтунов, если бы не его речи о кладе.
- Дадада! - говорил он, и глаза его устремлялись в дальнюю даль. - Я знаю, я точно знаю, что в ночь на Ивана Купала нам с тобой надо прийти на поляну папоротников! Там будет цветок, и под ним будет клад, который изменит всю нашу жизнь… -  так говорил он, и она смотрела, как он строит первый мост, начинает второй и закладывает третий, и верили и не верила. Ну, а соседние феи, опытом постарше и возрастом побольше, говорили:
- Да ты посмотри на него! Стар, беден, а всё туда же! - имея в виду, что все знают, что папоротник не цветёт, а размножается спорами, как грибы,- но мало ли? - думала фея младая. - Может, он знает то, чего никто не знает?..
А мужичок всё твердил:
- Вот, погодите! - твердил он топкие берега. - Скоро расцветёт папоротник, и будет нам с нею клад! - и строил свои мосты… пока не наступила ночь накануне Ивана Купалы.
В эту ночь мужичок, справив свои дневные дела, припёрся пришёл на поляну на опушке Луизенваля, где при свете Луны, как он знал, будут танцевать сегодня феи. Так оно и было: танцевали там феи, но… танцевали не для него. Оказался мужичок не в своей похлёбке ложкою, и оказался там настолько не вовремя (да и карман его просвечивал под сверкающими взглядами фей постарше, и было видно, что в кармане всего три гроша и три корочки хлеба), что - посмеялась над ним его избранница. На глазах других фей и лесовиков, что творили бал на ночной поляне.
Такие, брат, дела.

… в общем, еле вырвался с того бала Генрих, поражённый в правах фейного флирта. И вот, с тремя корочками хлеба в кармане, осмеянный, идёт он по лесу. Луна светит сквозь кроны, всё вокруг напоено магией и благоухает возможностями, и идёт мужичок по ночному лесу, куда глаза глядят, да куда ноги сами несут. Грустя, но посвистывая.
Дошёл до оврага Луизенвальского ручья. А там три моста, которые он строил для феи, через рукава да разливы. Освещённые Луной, были они как дороги в никуда: одна почти, другая наполовину, третья только-только. Обернулся Генрих через левое плечо, произнёс слова волшебные, скатал каждый мост в трубочку, трубочку - в катышек, катышек - в орешек. Положил три ореха в карман, обернулся обратно через правое плечо, и пошёл себе дальше.
Грустя, но посвистывая.
Вышел на Вальхенберг, на ясну поляну. На ней - папоротник густой. Сверху Луна полнющая, тёмный лес вокруг хмурится.
Ни души.
Ни цветочка.
Встал он посерёд поляны, замер. Вокруг только ночь, прозрачная, летняя, вокруг жаркий стрёкот цикад, а на самой поляне тишина необычайная, потому как в папоротнике не стрекочется.
- А где цветок? - сказал Генрих сам себе, глядит на ровную зелень поляны, и вдруг видит.
Там, на старом дереве, на другом конце поляны, на стволе, лишайник и мох сложились в необычный цветок, красивый, диковинный.


- Так-так! - сказал себе Генрих, и с этими важными словами подошёл ближе. Дерево было как дерево, папоротник с ним рядом рос как папоротник, и кладом не мерцал. Зато в дереве, над пятном из лишайника и мха, которое Генрих издалека принял за диковинный цветок, темнело дупло.
Генрих взобрался к дуплу, засунул руку внутрь, а там - горшок! Обычный горшок, стоило за ним взбираться? Поразмыслил Генрих: а с чего бы это в лесу в дупле лежать простому горшку? - и пошёл дальше, на Кнайпхоф. С тремя корочкам, тремя грошами и тремя орехами в кармане.
И с горшком под мышкой.
Грустя, но посвистывая.


И стал он жить с тех пор припеваючи. Нужно ему каши или щей - кинет в горшочек три корочки, скажет слова заветные, а тот сам наварит, что получится - каши ли, щец наваристых, или полбы с вервиями, с чудным названием «паста», - только успевай ложкой на тарелки раскладывать! Нужно ему денег - он три гроша в горшочек кинет, крутанёт орбитально, а из горшочка…

В общем, завелись у Генриха денежки. Стал одеваться элегантно, три гроша превратились в изрядный кошелёк, и везде носил с собой те самые три орешка. Про горшок никому не говорил, но разве в нашем городе чего-нибудь утаишь? Местному люду есть не давай, но дай про чужие тайны посудачить. Горшок-то ладно, но откуда он его взял? - судачили сударыни по закоулочкам. И есть ли там ещё такие горшки? И сколько ещё есть? И все ли волшебные, или первые три, а остальные для лохов, как обычно? И что за орешки у него в кармане?..
В общем, усреднённый мужичок, подсвеченный деньгами и тайною Золотым горшком, оказался не так уж плох и невзрачен. Уже не три гроша бренчали в его кармане, а Тайна, и звон её далеко разносился по лесам и городам, приманивая светских сплетниц, звонарей, ёжиков, кротов и прочую честь и нечисть пронзать его бытие пристальными лучами, выискивая капиталы, привычки, тайные желания (ах, эти тайные желания!) и слабости.

По прошествии времени выяснилась история про Топчилку и примёрзший язык, а также тот немаловажный факт, что Генрих-то - пра-правнук Ганса Сагана! и что по наследству достался ему сагановский Золотой горшок с тремя орехами редкой породы Кракатук! Кто из фей дам раскусит эти три ореха, тот завладеет сердцем Генриха, а оттуда, как известно, самая ближняя дорога к карману любого мужичка. А пока этого не произошло, то гулял он окрестностями, а то по вечерам, запершись в комнате, бросал орехи в горшок, крутил его на манер маслобойки, творил заклинания, и после этого вынимал из горшка магические предметы: волшебное кольцо, яйцо птицы Рух или ключ от сейфа в ратуше Кнайпхофа…
Не прошли метаморфозы незамеченными и на поляне фей: вести докапитали­зации отвергнутых ухажёров имеют непревзойдённую скорость. Увидев, что мосты свёрнуты, горшок волшебен, а мужичок ушёл в автономку, стала фея слать ему посланников. Дескать… ну, сам понимаешь… янеяишутканемоя… Но тут, по закону Шрёдингера, возник казус сопряжения миров.
Бывало, пришлёт фея зайчишку - серого, ушастого, - а Генрих в ответ: «Некоторые вещи делаются только собою!» - и отворачивается. Или пришлёт Лисичку, а та тут же начнёт крутить своим хвостом поверх чужого интереса. И горшочек усмотрит, и карман разглядит, и скатерть расстелет - и всё поперёк фейного плана. А Генрих и ей: «некоторым сначала надо научиться просыпаться на плече другого» - и ни шагу навстречу.
Оленя! Оленя фея пришлёт, развесив на его красивых рогах записки и бонбоньерки, а Генрих ни в какую: «Смеялась сама, вот и отсмеивайся тоже. Некоторым сначала следует научиться извиняться» - а сам в кармане орехами поигрывает, один орех золотой, второй серебряный, а третий костяной. И горшок в его комнате на полке светится неведомым светом, никому он его в руки не даёт подержать. Говорит, кто загадку трёх орехов разгадает, тому и горшок достанется, - и улыбается загадочно.
Такие, брат, дела.
Не то, чтобы грустные, но точно с посвистом.


Так и неясно, чем закончилась эта история, кроме общеизвестного факта, что стал со временем Генрих вице-бургомистром города Кнайпхоф, и передал Золотой горшок на хранение в библиотеку Валленродов. Многие пытались потом использовать этот горшок в целях магическо-финансовых и зловредно-колдовательных, но ни у кого ничего не выходило. То ль слова не знали верного, волшебного, то ль лягушка, сидящая в горшке, мешала сим целям и не давала ничего бросить в горшок, но и сама оттуда вылезти не могла…
Но это уже другая история.
Не менее чудесатая.

история, Загадки, городской фольклор, искусство быть, Кнайпхоф, литература, места, время, деушки, Местное время, город, Кёнигсберг, сказки, Восточная Пруссия, жизнь, загадки, публичная семиотика

Previous post Next post
Up