Оригинал взят у
mikhaelkatz в
"Еврейский заговор" в нацистской пропаганде Откуда в нацистской пропаганде появился ключевой для неё миф о "еврейском заговоре"? Об этом очень доходчиво и подробно пишет камрад
alabaykonst в
Иррациональный антигуманизм как основа фашистской пропаганды. Часть 3 "Еврейский заговор".
«Еврейский вопрос» и связанные с ним нацистские (и не только) черные мифы настолько всеобъемлющи, что требуют более детального рассмотрения. Одним из видных исследователей этого вопроса является британский историк Норман Кон.
В своей книге «Благословление на геноцид» Кон, анализируя усиление антисемитизма в Германии отмечает, что одним из первых выразителей ярого антисемитизма являлся Пауль Боттичер (псевдоним Пауль де Лагард), который в труде «Немецкие очерки» опубликованном в 1878 г. утверждал, что причиной всех современных перемен, гибельных для народа являются евреи. Боттичер предсказывал борьбу не на жизнь, а на смерть между еврейским и немецким образами жизни. Говоря о борьбе, он подразумевал физическое насилие: евреи, утверждал он, должны быть истреблены, как бациллы. В то же время, он предполагал возможность ассимиляции немецких евреев с немцами, воспринимая евреев лишь как представителей иудаизма, но не как особую расу.
Н.Кон
Другими выразителями антисемитских идей были Вильгельм Марр, который в 1873 г. опубликовал книгу «Победа еврейства над германством, рассматриваемая с единой точки зрения», а также Евгений Дюринг издавший очерк «Еврейский вопрос как вопрос расовый, моральный и культурный». В этих сочинениях евреи представлены уже не просто как зло, а как зло непоправимое; источник их порочности кроется не только в их религии, а заложен в них от рождения.
Е. Дюринг В.Марр
Наконец, в 1899 году Хьюстон Стюарт Чемберлен, англичанин по происхождению, сын британского адмирала, выпустил в свет свое двухтомное сочинение «Основы девятнадцатого столетия», которое стало своеобразной «библией» расистского движения. В нем вся история человечества представлена как неизбежная борьба между духовностью, олицетворением которой является «немецкая раса», и материализмом, нашедшим свое воплощение в «еврейской расе», - постоянная борьба между этими двумя единственными чистыми расами, тогда как все остальные представляли собой лишь «хаос народов». По мнению Чемберлена, еврейская раса на протяжении веков неустанно стремилась установить абсолютное господство над другими народами. Если хоть один раз нанести этой расе решающее поражение, то немецкая раса сможет свободно осуществлять свою собственную, Богом определенную судьбу, то есть создавать новый, сияющий мир, пронизанный благородной духовностью и таинственным образом соединяющий современную технологию и науку с сельским патриархальным укладом прежних времен.
Х.С. Чемберлен
Немаловажную роль в развитии немецкого антисемитизма и расизма сыграли и так называемы «Протоколы сионских мудрецов» - фальшивый документ, в котором якобы представлены доклады или заметки для докладов, членов тайного еврейского правительства - «мудрецов Сиона» - излагающих планы достижения мирового господства.
Как отмечает Н. Кон, расчеты «мудрецов» строятся на специфическом понимании политики. По их мнению, политическая свобода - это лишь идея, - идея, обладающая огромной привлекательностью для народных масс, но которая на практике никогда не осуществлялась. Либерализм, который берется за выполнение этой неразрешимой задачи, приводит в итоге лишь к хаосу, ибо люди не способны управлять собой, они не знают, чего они на самом деле хотят, легко обманываются показной видимостью, не способны принять правильное решение, когда необходимо выбирать. Когда у власти находилась аристократия, что было вполне справедливо, и свобода была в ее руках, она пользовалась ею для общего блага. Но аристократия ушла в прошлое, а тот либеральный порядок, который ее сменил, не жизнеспособен и неизбежно должен привести к деспотизму. Только тиран может навести порядок в обществе. Более того, поскольку в мире больше порочных, чем добропорядочных людей, сила остается единственным приемлемым средством правления. Сила всегда права, а в современном мире основой такой силы является капитал и контроль над ним.
На протяжении многих столетий существует заговор с целью сосредоточения всей политической власти в руках тех, кто способен правильно ее использовать, - то есть в руках «сионских мудрецов». Уже многое сделано, хотя сам заговор еще не достиг своей цели. В соответствии с планами «мудрецов» в период, предшествующий установлению их господства над всем миром, нееврейские государства еще существующие, но уже в достаточной степени ослабленные, должны быть уничтожены.
Сначала для этого необходимо добиться усиления в каждом государстве недовольства и беспокойства. К счастью, средства для этого предоставлены самой природой либерализма. Поощряя бесконечную пропаганду либеральных идей и беспрерывную болтовню в парламентах, «мудрецы» помогают добиться полного замешательства в умах простого народа. Замешательство и разброд усилятся благодаря многопартийной системе: «мудрецы» углубляют разногласия, тайно оказывая поддержку всем партиям. Они позаботятся об отчуждении народа от его руководителей. В частности, они будут раздувать среди рабочих постоянное недовольство, делая вид, что поддерживают их требования, но в то же время тайно делать все возможное, чтобы понизить жизненный уровень.
Масонство и тайные общества необходимо сделать послушными орудиями в руках «мудрецов». Индустрия концентрируется в руках гигантских монополий, чтобы собственность неевреев можно было мгновенно уничтожить. необходимо осуществлять постоянный подрыв нравственных устоев неевреев. Следует широко пропагандировать атеизм, красивый образ жизни, распутство и порок, а также особо старательно поощрять пьянство и проституцию.
Более того, согласно данному антиеврейскому мифу «мудрецы» уже осуществляют контроль над политикой и политиками; все партии - от самых консервативных до крайне радикальных, - по существу, являются орудиями в их руках. Скрываясь за спиной масонства, «мудрецы» проникли в тайны всех государств, и они достаточно сильны, чтобы вызвать к жизни общества с новыми социальными порядками или, наоборот, разрушить общество, когда им этого захочется. После столетий борьбы, стоившей тысяч жизней неевреев и даже многих евреев, возможно, всего сто лет отделяют «мудрецов» от окончательного достижения цели.
Как отмечает Н. Кон, впервые широкая публика узнала о «Протоколах…» после публикации нескольких изданий в России в период с 1903 по 1907 гг. Самым ранним печатным вариантом является вариант, публиковавшийся в петербургской газете «Знамя» с 28 августа по 7 сентября 1903 года. Редактором-издателем газеты был П.А. Крушеван, известный ярый антисемит, причастный к организации погрома в Кишиневе в 1903 г., во время которого было убито 45 евреев и более 400 ранено. Кроме того, Крушеван принимал активное участие в формировании черносотенного «Союза русского народа». В январе 1906 года эта организация опубликовала брошюру «Корень наших бед» под редакторством друга Крушевана Г.В. Бутми, но с новым заголовком - «Враги рода человеческого». Еще одним известным издателем «Протоколов…» является русский писатель-мистик Сергей Нилус, включивший этот документ во второе издание своей книги «Великое в малом и Антихрист как близкая политическая возможность» (1905 г.). Как указывает Кон, все версии «Протоколов…» являются плагиатом памфлета «Диалог в аду между Монтескье и Макиавелли» опубликованном М. Жоли в 1864 г. Памфлет являлся замаскированной критикой деспотизма Наполеона III. По мнению Н. Кона к фабрикации «Протоколов…» причастен глава зарубежного отделения охранки в Париже П.И. Рачковский. Кон датирует их появление 1897-1899 гг. Протоколы сионских мудрецов приобрели культовый статус в реакционных черносотенных кругах оказав огромное влияние на все белое движение, особенно после Великой Октябрьской социалистической революции и в период Гражданской войны.
Белогвардейцы активно использовали этот документ в своей пропаганде. Как отмечает Н. Кон, «Протоколы…» были изданы в Новочеркасске в 1918 г. Книгу распространял среди войск белых В.М. Пуришкевич, один из лидеров «Союза русского народа», занимавший пост в отделе пропаганды штаба генерала Деникина в Ростове. Также протоколы распространялись в Крыму при генерале Врангеле. Кроме того, одно из изданий «Протоколов…» было напечатано в Омске для армии адмирала Колчака. Кон ссылается на книгу члена правительства Колчака в 1919 г. Г.К. Гинса «Сибирь, союзники и Колчак», в которой отмечалось, что Колчак был буквально помешан на «Протоколах…». По замечанию Гинса голова адмирала «была набита антимасонскими идеями. Он видел масонов повсюду, даже в собственном окружении... и среди членов военных миссий союзников».
Антисемитские белогвардейские листовки
Однако война против большевиков внесла свои коррективы в миф о «заговоре сионских мудрецов». Характерным примером таких корректив является т.н. «Документ Зундера (Цундера)», найденный якобы у убитого командира Красной Армии, который был опубликован уже в 1918 г. Данный сфальсифицированный документ примечателен тем, что в нем «еврейский заговор» отождествляется с Октябрьской революцией и деятельностью большевиков. Данная фальшивка сообщала: «Сыны Израиля!... Мы стоим накануне мирового господства… Авторитет и верования чуждой нам религии удачною пропагандою и разоблачениями мы подвергли беспощадной критике и насмешкам. Мы ниспровергли чужие святыни, мы поколебали в народах и государствах их культуру и традиции. Мы совершили все, чтобы подчинить русский народ еврейскому могуществу и заставить его, наконец, стать перед нами на колени... наш исконный враг - порабощенная Россия… Россия повергнута в прах: находится под нашим владычеством… Отняв его имущество и золото, мы превратили этот народ в жалких рабов… Мы не должны иметь жалости к нашему врагу: нужно устранять от них лучшие и руководящие элементы, чтобы у покоренной России не было вождя… Надо разбудить партийную ненависть и междоусобицу среди крестьян и рабочих. Война и классовая борьба уничтожает культурные сокровища, созданные христианскими народами… Бронштейн, Апфельбаум, Розенфельд, Штейнберг - все они, как и многие другие, - верные сыны Израиля. Наше могущество в России - неограниченно. В городах, комиссариатах, продовольственных комиссиях, домовых комитетах и т.д., - представители нашего народа играют первенствующую роль. Сыны Израиля! Час близок, когда мы достигнем долгожданной победы над Россией!».
По мнению Кона, мысль, что большевистская революция явилась результатом еврейского заговора и осуществлением вековых чаяний израильского народа приобрела характер мании у многих белоэмигрантов, позже она стала символом веры нацистов и на протяжении целого поколения оказывала влияние на внутреннюю и внешнюю политику германского правительства
[8].
В таком модифицированном виде «Протоколы…» попали в Германию. К исходу 1919 года их известность стала всемирной благодаря деятельности двух русских белоэмигрантов, обосновавшихся в Берлине, - П.Н. Шабельского-Борка и Ф.В. Винберга. Шабельский-Борк и Винберг покинули Россию в начале гражданской войны. Когда немецкие войска оставили Украину после заключения перемирия в 1918 году, германские власти предоставили поезд для всех русских офицеров, пожелавших выехать вместе с ними. Шабельский-Борк и Винберг воспользовались такой возможностью и уехали в Германию. Там, как считает Н. Кон, Винберг познакомился с первым переводчиком «Протоколов…» на немецкий язык, - Людвигом Мюллером (взявшего псевдоним Готтфрид цур Бек).
В Берлине Винберг и Шабельский-Борк сотрудничали в ежегоднике «Луч света», третий номер которого (май 1920) содержит полный текст издания книги Нилуса «Великое в малом…». Все номера ежегодника навязчиво толковали о еврейско-масонско-большевистском заговоре.
Таким образом, специфический белоэмигрантский мифологический, идеологический и психологический антибольшевистско-антисемитский сгусток, сформировавшийся в среде белогвардейцев, стал существенным слагаемым, повлиявшим на нацистскую идеологию. Как замечает Н. Кон, «если с момента основания в 1919 году нацистская партия уже отличалась безудержным антисемитизмом, то ненависть к русскому коммунизму захлестнула ее лишь в 1921-1922 годах, прежде всего, очевидно, благодаря Розенбергу. Он стал связующим звеном между русскими антисемитами-черносотенцами и германскими антисемитами-расистами».
Тем временем издательство «Der Xammer» в Лейпциге выпустило популярное издание «Протоколов…» под редакцией Теодора Фритша, которое к 1933 году разошлось тиражом около 100 тыс. экземпляров. В 1923 году официальный идеолог нацистской партии Альфред Розенберг издал книгу, озаглавленную «Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика», которая за один год выдержала три издания. Уже в 1920 году Германию наводнили сотни тысяч экземпляров «Протоколов…» и комментариев к ним. Ко времени прихода Гитлера к власти в 1933 году увидело свет 33 издания перевода Г. цур Бека. По замечанию Кона, «Миру зла расистские мистики противопоставили мир добра, света, олицетворенный в белокуром, голубоглазом народе, который один почитался способным создать цивилизацию или государство. Считалось, что два противоположных мира находятся в состоянии вечной борьбы, а война 1939 года, развязанная Гитлером, представляла собой лишь окончательную битву между этими двумя силами».
Из эсэсовской брошюры "Недочеловек" выпущенной в 1942: «… в союзе с первобытной сущностью и отбросами из всего мира - подходящие инструменты в руках вечного жида - мастера в деле организованного массового убийства. Замаскированный в своем цивильном одеянии, еврей становится невидим лишь для наивных глупцов».
Афиша немецкого антисемитского фильма "Вечный жид" (1940)