Оригинал взят у
0gnev в
Черные дни "голубой дивизии"
Немцы яростно лезут к Москве. Остановить врага, сорвать новое наступление фашистов!.
Л.Дубовицкий, "
Правда", СССР (№326[8734]).
Статья опубликована
24 ноября 1941 года.
В печатаемом сегодня вечернем сообщении Советского Информбюро от 23 ноября указывается на огромные потери, которые понесла испанская «Голубая дивизия» на Северо-Западном фронте. В приводимой ниже корреспонденции приводятся данные допроса пленных солдат этой дивизии, свидетельствующие о резком упадке боевого духа и унынии в рядах пресловутых испанских «добровольцев».
Оба они - солдаты испанской «Голубой дивизии», которую Гитлер получил от благодарного Франко и бросил на один из участков Северо-Западного фронта на смену своей разгромленной дивизии. Эмилио Родригес и Антонио Пелайо Бланко - солдаты 262-й «Голубой дивизии» - называют себя перебежчиками и очень недовольны тем, что их считают обычными военнопленными и содержат вместе с «
проклятыми немцами».
Оба они были завербованы в «Голубую дивизию» в июле.
13 июля из Бургоса их отправили в Графенвер в Баварии, там обучили и обмундировали, и 20 октября они прибыли на фронт, под Новгород. Командиром дивизии является генерал Муньос Грандес, известный фалангист и контрреволюционер, недавно награжденный Гитлером за какие-то особые «заслуги»; командиром полка, в котором служили пленные, - Пиментель («собака Пиментель» - Как его называют пленные).
Оба пленных дают показания с большой охотой и явно стараются сообщать все подробности с максимальной откровенностью. Об Испании Бланко рассказывает следующее:
- У нас в стране голод и нищета. Дают по карточкам 150 граммов хлеба, 9 граммов оливкового масла и 75 граммов риса в день. Цены очень высокие. Если раньше дешевая куртка стоила 4 песеты, то теперь она стоит 20 песет, а носовой платок, который раньше стоил 25-30 сантимов, стоит 2 песеты. Очень много безработных. Люди ходят по улицам, подбирают об'едки и окурки. Работу дают только фалангистам. В стране - страшный террор. Тысячи, много тысяч людей сидят в тюрьмах, концлагерях, высланы на принудительные работы. Народ ненавидит фашистов. В горах вокруг Бильбао и Сантандера и в Астурии много партизан. Они убивают фашистских чиновников и жандармов из «гражданской гвардии».
Среди испанских фашистов - постоянные ссоры и драки. Рекетисты дерутся с фалангистами. «Рекетисты особенно ненавидят немцев и итальянцев и хотят, чтобы в Испании был король и чтобы он дружил с Англией». О немцах пленный говорит со злобой:
- Они нас убивали, а теперь грабят. Все время идут грузовики с товарами.
Куда? В Германию! Везде немецкие и итальянские конторы (об итальянцах пленный говорит презрительно и даже пытается тут же на допросе петь насмешливые куплеты об Абиссинии и Гвадалахаре). Кроме того, из Франции к нам приезжают немецкие солдаты на больших автомобилях, едят, пьют, гуляют, а мы голодаем.
Интересны показания Бланко о проезде «добровольцев» через Францию:
- Когда наша дивизия ехала через Францию, население нам грозило кулаками, ругало нас и забрасывало камнями. Товарищи рассказывали, что французы даже убили четырех фалангистов из нашей дивизии.
О порядках в самой «Голубой дивизии» говорит Родригес:
- Офицеры «Голубой дивизии» грубо и жестоко обращаются с солдатами. Офицеры бьют cолдат чем попало. Порка существует и как официальное наказание. Солдатам запрещено общаться с населением.
По словам пленных, в дивизии очень подавленное настроение в связи с большими потерями и
оставлением в России на зиму. Солдаты сговариваются либо перебежать к русским, либо попасть в госпиталь, стреляя себе в руки и в ноги.
* * *
К фактам, рассказанным пленными Бланко и Родригес, надо прибавить, что солдаты «Голубой дивизии» безжалостно грабят население прифронтовой полосы, ведут себя, как
бандиты, воры и насильники. Воюют же они плохо. Немцы хорошо знают цену своим союзникам. Так, пленный солдат 11-й роты 3-го пехотного полка 18-й немецкой пехотной дивизии Курт Пецух на допросе отозвался об испанских «добровольцах» следующим образом:
- Наши солдаты этим испанцам не верят. Все уверены, что при таком климате испанец много не навоюет, он скорей пропадет от холода.
Поэтому немцы на них не особенно рассчитывают, и части «Голубой дивизии» перемешаны с германскими частями, на которые возложена обязанность наблюдать за союзниками и «воздействовать» на них в необходимых случаях. // Батальонный комиссар Л.Дубовицкий. Северо-Западный фронт.
_______________________________________
Признания пленных немцев ("Правда", СССР)
Погромные дела итальянских захватчиков ("Правда", СССР)
************************************************************************************************************************************
Преградить врагу путь к Москве, отстаивать каждую деревню, каждый дом, каждую пядь земли!
Немецкие грабители шагают по финской земле
(От специального военного корреспондента «
Правды»)
Кто является хозяином Финляндии? Сейм или Гитлер? - На этот вопрос пленные финские солдаты обычно отвечают так:
- В Хельсинки заседает сейм, Рюти произносит пышные речи, а все постановления даются под диктовку немцев. Наши хозяева находятся в Берлине.
Так было и с ответом финского правительства на американскую ноту. Содержание ответа было заранее согласовано и одобрено Гитлером и Риббентропом, а затем подписано Рюти.
Вопреки национальным интересам финского народа, Гитлеру с помощью своих войск удалось втянуть Финляндию в новую войну с СССР. И ныне гитлеровский слуга Рюти заявляет, что он не закончит войну до тех пор, пока финская армия не достигнет жизненных рубежей. Когда один американский корреспондент спросил у Рюти, что он понимает под жизненными рубежами, фашистский холоп ответил, что это «военная тайна».
- Для нас это не тайна, - заявил пленный офицер Тахтеля Кею. - Под жизненными рубежами мы подразумеваем захват всей Карелии и Беломорья.
Ленинград нам не нужен, этим большим городом мой маленький народ может подавиться. И Кольский полуостров пусть берут немцы. Мы хотим получить выход к Белому морю и получить всю Карелию.
- Кто это «мы»? - спросили офицера. Он ответил:
- Мы - это финны и наши союзники немцы.
Тогда заговорили присутствовавшие при допросе пленные финские солдаты. Они рассказали о том, что в каждой финской семье есть один - два убитых, что народ жаждет мира и выхода из войны. Но за спиной у Рюти и
Маннергейма стоит вооруженный до зубов немец.
- Посудите сами, - сказал солдат береговой батареи Хаарикайнен Эйно: - в Петсамо, в Рованиеми, Вааза и в ряде других городов Финляндии мы видим больше немецких солдат, чем финских. Гитлер стремится стать полным военным диктатором Финляндии, и поэтому приказал Маннергейму перебросить часть финских войск на фронт под
Москву и
Украину, заменив их немецкими частями
.
- Чтобы спасти народ и пойти по пути, указанному нашими истинными друзьями - американцами и англичанами, нам надо выгнать немцев из Финляндии, - заявляет младший сержант Уушкаеккури Арво. - Я находился в порту, когда англичане бомбили Петсамо. Хотя бомбы падали на нашу территорию, но мы понимали, что английские летчики начинают освобождать нас от немецкого ига. Я говорю как финн: тот день, когда американцы и англичане помогут нашему народу выгнать немцев с нашей территории, будет счастливым днем для моей родины, будет национальным праздником.
Младшего сержанта горячо поддержали присутствовавшие при разговоре пленные финские солдаты.
После опубликования ноты Хэлла ведомство Геббельса изо всех сил старается доказать, что финны являются близкими родственниками немцев и братьями крови. Финны наотрез отказываются этого родства, но «чистокровные» арийцы продолжают усиленно лезть в родственники. И на правах «родственников» фашисты беззастенчиво грабят финский народ.
Перед нами - приказ главнокомандующего немецкими армиями в Норвегии Финляндии генерала фон-Фолькенгорст. В нем говорится: «Многочисленные происшествия показывают, что проходящие или расквартированные части не щадят финское частное и государственное имущество, находящееся в армейском тылу.
У финских крестьян забирают сено и овес, для чего взламывают двери амбаров или вскрывают крыши. Если крестьяне протестуют, то им даже угрожают.
Заборы ломали, сжигали. Крестьянские дрова, сложенные у дороги, увозили на автомашинах. Похищались велосипеды и закрашивались, с тем, чтобы их беспрепятственно использовать. У строительных фирм забирали части бараков, которые подлежали поставке немецкой и финской армии. Поставленные на дорогах заборы от снежных заносов употребляли на дрова и т.д.».
Если главнокомандующий вынужден писать об этих похождениях своих солдат, то нетрудно себе представить, какой произвол царит в стране. «Братья»-грабители,
«братья»-взломщики нагло распоясались и делают что хотят в оккупированной ими Финляндии. В тылу сражающихся на фронте финских солдат орудуют квалифицированные грабители, рядящиеся то в родственников, то в друзей.
Для успокоения финского общественного мнения в приказе говорится, что «командиры частей должны немедленно провести наставления о том, что солдат находится здесь не на территории врага». Главнокомандующий вынужден признать: «Финский крестьянин беден. Он употребляет скудный урожай сена и овса на прокорм своего скота, дрова - для своих нужд. Противоснежные заборы на дорогах имеют жизненное значение для снабжения войск зимой. Кроме того, такое поведение приводит к нарушению хороших отношений между
немецкими солдатами и финским населением».
Какие могут быть хорошие отношения у финского населения, на глазах у которого расхищается его имущество? Какие могут быть отношения у финского народа, истекающего кровью, с
немецкой грабармией?
Финский народ начинает понимать, в какую западню завлекли его финские гитлеровцы. Он видит шагающих из двора во двор представителей немецкой грабармии, он видит каждый день тысячи новых гробов и слышит по всей стране похоронный звон колоколов. //
А.Дунаевский. Северный фронт, 23 ноября.
________________________________________________
Финский народ против войны с СССР ("Правда", СССР)
Маннергейм: бить их по брюху! ("Time", США)
Финский народ измучен войной ("Правда", СССР)
**********************************************************************************************
Резкое ухудшение продовольственного положения в Германии
АНКАРА, 23 ноября. (ТАСС). Германская печать вынуждена признать резкое ухудшение продовольственного положения Германии. Газета «
Ангрифф» сообщает, что ощущается острый недостаток нормированных товаров. Норма выдачи мучных изделий в последнее время вновь уменьшена. Вместо сахара, которого немцы уже давно не получают, выдается 125 граммов «эрзаца» (заменителя) меда в месяц. Тяжелое продовольственное положение осложняется огромным ростом спекуляции. «Гамбургер фремденблатт» указывает, что только в одном округе Оксерлебен за период с мая по октябрь этого года было задержано 22.205 спекулянтов.
Наплыв немецких «туристов» в Турцию
ЛОНДОН, 23 ноября. ТАСС. Стамбульский корреспондент газеты «Дейли мейл» сообщает, что в Турции, а особенно в Стамбуле, появилось большое число немецких «туристов». От осведомленных лиц корреспонденту стало известно, что 85 процентов меблированных комнат и квартир, сданных иностранцам за последний месяц, было снято немцами. Все эти «туристы» располагают большими средствами и расточительно расходуют их. Корреспондент указывает, что во многих «туристах» он узнал людей, которых он видел осенью 1940 года в Бухаресте и Софии.
Германские фальшивки
АНКАРА, 23 ноября. (ТАСС). Немцы, проводя самыми наглыми методами свою пропаганду, прибегли к очередной фальшивке. Газета «Анадолу» в номере от 19 ноября опубликовала немецкий снимок с надписью: «Советское полковое знамя, захваченное немцами в результате сражения на Восточном фронте». На самом же деле снимок изображает двух немецких солдат, которые держат знамя со следующей надписью, которую очень хорошо видно: «Переходящее знамя лучшей средней школы Шимского PОHО за отличную учебу». Это уже не первый случай
провала германской фотостряпни. В свое время американская печать разоблачила попытку немцев выдать за полковое знамя пионерский флаг, захваченный ими на
Украине.
Драка среди гитлеровских вассалов
СТАМБУЛ, 23 ноября. (ТАСС). Конфликт между Румынией и Венгрией из-за Трансильвании принимает столь острый характер, что не исключена возможность вооруженного столкновения между этими двумя союзниками Германии. Румынская печать усиливает кампанию за возвращение Трансильвании. Газета «Универсул» пишет: «Наши братья по крови остаются под иностранным господством. Мы никогда не отказывались от наших прав, и наше молчание не должно истолковываться, как признак слабости».
На-днях в Бухаресте был получен протест венгерского правительства, которое обвиняет румынские власти в подстрекательстве населения Трансильвании к неповиновению венгерским властям. Поводом для этого протеста послужило вооруженное столкновение между большой группой румынских крестьян и местными венгерскими властями в Трансильвании.
Признание болгарской газеты
СТАМБУЛ, 23 ноября. (ТАСС). Болгарская газета «Зора», сообщая о назначении ряда германских наместников во временно захваченных советских областях, отмечает, что «вопрос об участии белоэмигрантов в управлении этими областями, по некоторым выявившимся обстоятельствам, еще не решен» и что привлекаться к управлению будут «лишь отдельные лица, доказавшие свою благонадежность». Таким образом, болгарская газета признала, что даже белоэмигранты не хотят связывать свою судьбу с судьбой германских захватчиков.
Казни в Праге
ЖЕНЕВА, 23 ноября. (ТАСС). Вчера пражское радио оповестило о том, что приведен в исполнение вынесенный военным судом в Праге и утвержденный протектором Гейдрихом смертный приговор трем гражданам протектората, обвиненным в «саботаже и антигосударственной деятельности».
Высылка фашистских агентов из Афганистана
НЬЮ-ЙОРК, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства Юнайтед Пресс из Багдада, туда прибыло 50 немцев из числа высланных из Афганистана. Дальнейший маршрут этой группы лежит через Турцию.
___________________________________________
Британия и Россия ("The Times", Великобритания)
Россия сражается ("The New York Times", США)
Гитлеровское Бородино ("Time", США)
Сколько продержится Россия? ("Time", США)
Если падет Москва ("The New York Times", США)
Буденный: вернуться вместе с армией ("Time", США)
Решение будет принято через неделю? ("Time", США)
Кейтель: третья неделя войны - в поисках второго дыхания ("Time", США)