МиГ во дворе

Jan 14, 2014 15:46

Смоленск запомнился еще и тем, что впервые дал мне возможность в живую увидеть не только ТУ-16, но и такой советский самолет, как МиГ-23М - из истребительного полка, что когда-то базировался на всемирно известном аэродроме "Северный".

Хищноватый самолет! Когда-то такие стояли и у нас в области - на аэродроме близ поселка Нивенское, они составляли основу 689 гиап им. Покрышкина, и летали они, кажется, года до 90 - когда их заменили на Су-27.
Известна история с капонирами в Нивенском: МиГ-23 в них помещались, а пришедшие на смену Су-27 - нет. Они, эти капониры, хорошо видны с дороги на Багратионовск. И фоток полно в ЖЖ из Нивенского.

Летали много, известна одна катастрофа, когда в 1989 г. на взлете у самолета оборвалась лопатка турбины и летчики (самолет был спарка) не успели катапультироваться, только фонарь отстрелился. На месте их падения стоит памятный камень. Надо будет к нему съездить.

А вот тот экземпляр из двора. ПВД не вместился из-за неумелого фотографа, в 2010 еще беспечного и не ценящего аккуратных ракурсов:


Впечатляющее сопло. Навсегда остывшее.


Фото уходя:


И да, двор этот - двор смоленского Музея Великой Отечественной войны. Музей крайне интересный и, я бы сказал, перенасыщенный интереснейшими экспонатами. В том числе и самолетом. Как же они его туда затащили?

К чему я это всё. Вот сколько таких вот МиГ-ов порвано и разломано на куски? Сколько их еще валяется по всяким авиационным кладбищам и помойкам? А ведь это - экспонат, и для меня он даже ценнее, чем поднятый со дна Ju-88.

Но какой наш музей за это возьмётся? Я о реставрации советских самолетов. Разве что Музей Мирового океана, благо, они уже договорились с командованием БФ, что последний противолодочный гидросамолет Бе-12 с аэродрома Коса не будет разломан ковшом экскаватора, а будет, как морской самолет, передан этому музею. Вопрос в транспортировке - по словам храбровских техников, еще не решено, как его туда тащить. Но почин, согласитесь, благой. Говорят об антиклерикализме директора ММО Сивковой. Вот за этот самолет и за настойчивость в его приобретении я бы простил ей этот "антиклерикализм", или что там на самом деле.

А в Пионерске стоит полуразукомплектованный СУ-17М из состава морского штурмового авиаполка... но об этом в следующий раз.

P.S.: вот грозный Бе-12, что стоит сейчас на стоянке АЭ "Храброво" и ждет отправки в музей:


Фото - август 2013, сделано с телефона. Принадлежность гидросамолета - 49 оплаэ, аэродром Коса, непосредственно перед ликвидацией - Храброво (гидросамолеты в "сухопутном" гражданском аэропорту - штрих к общей картине полуапокалипсиса 90-х).

P.P.S.: Ну и СУ-17М из-под Пионерска, фото не моё, афтару респект. Принадлежность - по всей видимости, 846 омшап, аэродром Чкаловск (ранее - Остров псковской обл.), а в Пионерске оказался в качестве живого пособия для курсантов ШМАС:

Смолвилль, Бе-12, СУ-17, МиГ-23, Нивенское

Previous post Next post
Up