КВАТУ, МиГ-19...

Sep 01, 2014 01:49

Многие видели на входе в КВАТУ самолет МиГ-19 - точно такой же, что и в Нивенском-Северном.

Само Калининградское военное авиационно-техническое училище разрушено и уничтожено без единого выстрела, как и аэродром Нивенское. Но гордый МиГ на входе в бывшее военное училище стоит. Теперь он - памятник калининградцам - выпускникам КВАТУ, погибшим в Афгане.
Должен отметить,что это - самый ухоженный авиационный памятник на территории области.

Училище, основанное в 1966 г., в начале 90-х сначала перевели в Курган, а затем и расформировали в 1994 году. Но его выпускники продолжают нести службу в ВВС РФ и в авиации ВМФ РФ.

Хоть и не носило оно имени кого-нибудь из советских военачальников, не имело ни боевого пути, ни правительственных наград - всё равно КВАТУ занимало важное место в структуре подготовки кадров для ВВС и было по-своему привлекательным, особенно для тех, кто мечтал об авиации, но не обладал выдающимся здоровьем или задатками инженера. У выпускников школ тех лет был выбор, куда идти - не то, что сейчас - существует один какой-то безликий БФУ.

Ликом же Калининградского военного авиационно-технического училища был вот этот красавец-самолет:





Особо распространяться про историю не буду, все итак знают, что Калининградское военное авиационно-техническое училище готовило авиационных специалистов со средним специальным образованием, но при выпуске курсант получал офицерское звание. "Потолком" при выходе на пенсию было воинское звание "майор", однако я знаю массу выпускников ВВУЗов, также уволенных в запас в чине майора. Так что все относительно. Хотя, конечно, перспектива занимать одну и ту же должность начальника группы вооружения/РЭО и всю службу торчать на аэродроме прельщала не всех. Чтобы получить инженерную кабинетно-инспекторскую должность, надо было дополучать высшее авиационное образование в ВУЗе типа МАИ, а это удавалось не всем.



Училище готовило на многие типы военных самолетов и вертолетов. Те выпускники, которым повезло и кто подходил по ВЛК, летали (и летают) борттехниками на МИ-8, АН всех модификаций, и даже на ТУ-134. Так что в каком-то смысле КВАТУ готовило и лётчиков. Знаком с одним таким, 20 лет в армии и целый капитан! Зато доволен жизнью и постоянно летает.

На территории помимо казарм и учебных корпусов были и плац, и спортгородок с бассейном, и пищеблоки со столовыми, и целый учебный аэродром, вернее, учебная стоянка учебных самолетов-вертолетов, среди которых был и МИ-6, некогда стоявший у Дворца пионеров, который мы обсуждали с grunge_kgd Не он ли это?



Немного фотографий с учебной самолетной площадки, взяты с Форума СГВ в ветке выпускников КВАТУ - спасибо им за интернет-активность!







На фото видны МиГ-21, МиГ-23, просматривается СУ-7 и хорошо виден СУ-24. Форумчанин с СГВ поясняет, что СУ-24 привезли из Черняховского полка, после грубой посадки. Этот самолет был одним из первых серий, полученных полком с завода.

Сегодня территория училища передана МО городу под застройку. Я не стал углубляться в дебри, не любитель лазить. Итак видно, что от училища осталось мало - самолет да учебные корпуса.





Порадовала своим наличием выпускаемая фара посадочного огня:



МиГ, видимо, из Нивенского. Отрадно, что "приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 28 марта 2011 года № 17 МиГ-19 и памятный знак выпускникам КВАТУ, погибшим в Афганистане, получил статус выявленного объекта культурного наследия, подлежащего государственной охране".



Назовём поименно:

1. Майор Мелентьев Станислав Ефимович.
Начальник связи эскадрильи Окончил Калининградское ВАТУ.
В Республике Афганистан с октября 1984 г. Неоднократно в составе экипажа вертолета Ми-6 участвовал в боевых операциях, доставляя в части и подразделения различные грузы.
Погиб 14.03.1985 г. в авиационной катастрофе при столкновении вертолета Ми-6 с афганским самолетом Су-22, совершавшим вынужденную посадку.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Черняховск Калининградской обл.

2. Капитан Малинкин Геннадий Борисович.
Помощник начальника ИАС вертолетной эскадрильи. Окончил Калининградское ВАТУ.
В Республике Афганистан с февраля 1987 г.
Погиб 14.8.1987 во время обстрела аэродрома Баграм: один из реактивных снарядов противника попал в помещение ТЭЧ, которое загорелось. Капитан Малинкин, несмотря на полученные тяжелые ранения, организовал тушение пожара. Умер от полученных ран в тот же день.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в Калининграде.

3. Капитан Дрикер Ефим Кивович.
Старший борттехник самолета Ан-12. Окончил Калининградское ВАТУ.
В Республике Афганистан с января 1981 г.
Самолет, в составе экипажа которого он выполнял боевой вылет, был сбит противником 15.02.1983 в р-не г. Джелалабад зенитной ракетой.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище "Боткино" в Ташкенте.

4. Старший лейтенант Попов Владимир Ильич
Начальник группы регламента РЭО вертолетов Ми-8.
В Республике Афганистан с августа 1981 г. Погиб 18.5.1982 г., выполняя задание по демонтажу оборудования с вертолета, сбитого противником.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в пос. Дружба Правдинского р-на Калининградской обл. Школа в этом поселке носит его имя (friedlaender на заметку!)

5. Старший лейтенант Крылов Александр Вадимович.
Техник вертолета Ми-8МТ.
В Республике Афганистан с мая 1987 г. Погиб при выводе вертолетного полка с территории Афганистана в результате авиационной катастрофы 25.05.1988 г.

Вечная память!



Бортовой номер МиГа выглядит аутентичным. Самолет восстановлен. Автору было бы интересно принять участие в таком действе - с детства было интересно, что же там осталось в кабине.





Если встать снизу, то легко можно представить, что самолет как-будто летит в горизонтальном полете. Может, уважаемый friedlaender зафотошопит железяки, на которых он держится, и пририсует пламя сопел (я не силен в фотошопе) - тогда размещу здесь.
Еще раз хочу отметить, что он выглядит очень ухоженным.



Интересно, что главный корпус планировали не сносить, а открыть здесь школу. Скорее всего, просто разберут. Тем более там "излучение" от антенного поля. На заметку тем, кто живет в новеньких домах поблизости.

А еще его хотели передать РГУ... фу... кхе... БФУ имени Канта под учебный корпус для медицинского факультета. Но, похоже, передумали. Все равно - хана толстому духу историческое здание снесут.



А ведь совсем недавно вход в главный корпус, да и само здание выглядели относительно целыми:



Пожалуй, единственное, что наряду с самолетом осталось практически нетронутым. Выглядит как советское здание...





...но внезапно немецкое крылечко. То есть здание перестроили воены-строители в 1957 г.



Если читателю интересно продолжение темы КВАТУ, то наиболее полно и иллюстрированно она развёрнута камрадами с Форум-Кёнига вот здесь.

Автор с благодарностью примет замечания и дополнения.

печаль, звериный оскал капитализма, КВАТУ, МиГ-19, Память

Previous post Next post
Up