От «Эдипова комплекса» до «комплекса Антигоны»

Oct 22, 2011 14:58

  Трагедии Софокла «Царь Эдип» и «Антигона», а также «Семеро против Фив» Эсхила - произведения самостоятельные. Но чисто событийно их можно было бы выстроить в следующем порядке:

1) «Царь Эдип»
Мы узнаём о преступлении Эдипа, убившего отца и вступившего в брак со своей матерью. Хотя герой совершил это неосозознанно, но навлекает и на себя, и на весь свой род страшную кару.

2) «Семеро против Фив»
Проклятие начинает сбываться.

О богомерзкий, небом ненавидимый,
        Безумный, многослезный мой Эдипов род!
        Отца проклятье - вот оно (пер.С.Апта) 
Сыновья Эдипа становятся врагами: Полиник, изгнанный братом, возвращается с войском, чтобы захватить власть и разорить родные места. Этеокл храбро встаёт на защиту города. Оба брата гибнут в бою, поразив друг друга. В финале трагедии Антигона и Исмена оплакивают своих братьев. Антигона смело заявляет о своей решимости предать земле отверженного брата.

3) «Антигона»
  Действие начинается с разговора двух сестёр, в котором Антигона снова делится с Исменой своим желанием похоронить Полиника, даже если придётся ослушаться царского указа. В отличие от нерешительной и покорной Исмены, главная героияня трагедии, превыше всего ставит священные законы предков и свою любовь к брату.  Девушка вступает в борьбу за самое дорогое с властным Креонтом, своим дядей и новым правителем Фив. Хотя эта неравная битва кончается гибелью Антигоны, она идёт на смерть с мужеством и сознанием своей правоты, Креонт же в финале трагедии предстаёт перед нами морально сокрушённым и отчаявшимся: он осознаёт свою ошибку, когда уже не в силах ничего изменить, и оказывается не победителем, а побеждённым.

В связи с мифологическим сюжетом фиванского цикла приходит на память такое понятие, как «Эдипов комплекс».  Об этом явлении  немало написано австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (он-то и ввёл в психоанализ это понятие), в частности в работе, посвящённой толкованию сновидений. Но существует, оказывается, и  комплекс Антигоны! С этим словосочетанием я встретилась в довольно неожиданном для меня контексте, в пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Прочитала я её в десятом классе почти случайно: просто она встретилась мне в сборнике драматургии 20-го века. А вот что побудило меня снова вспомнить об этом произведении, - это довольно запутанная история.

Всё началось с того, что я читала статью Р.Г.Назирова «Пётр Верховенский как эстет» (задали к коллоквиуму по литературоведению).  Там говорилось, в том числе, и о такой позиции, как эстетизация насилия. И всплыла вдруг в памяти история о «трудных подростках», которые учинили моральное насилие над своей бывшей учительницей, и вспомнился Володя - инициатор всей этой затеи, называвший себя «эстетом».  Тогда мне захотелось перечитать пьесу Разумовской, -  и тут мне в глаза бросился отрывок, на который я раньше, до того, как познакомилась с трагедиями Софокла,  не обращала особого внимания.

ВИТЯ. Правильно, Вов! Чего вы ее боитесь? Да она нам ничего не сделает. Из принципа и благородства души! И даже отметки не станет снижать. Да, Вов?
ВОЛОДЯ. Он прав. У нашей дорогой Елены Сергеевны комплекс Антигоны.
ВИТЯ. Чего-чего? Это когда... что?
ВОЛОДЯ. Это когда идеалистическое восприятие действительности возведено в принцип. Когда всякое насилие над их личностью или над их идеалами вызывает героическое сопротивление. И здесь существует прямо пропорциональная зависимость: чем сильнее на них давят, тем активнее и яростнее они сопротивляются. Из таких натур вырастают железные герои и вожди революций и войн. Но в обычной жизни это чаще всего чудаки, не от мира сего, юродивые, над которыми все смеются и которых никто не воспринимает всерьез. Поэтому любая критическая ситуация для них благо, ибо она дает возможность проявить максимум своих душевных сил.

Интересно, действительно ли можно как-то соотнести Антигону Софокла, греческую девушку, дочь фиванского царя,  с Еленой Сергеевной, немолодой уже учительницей математики, - несмотря на некоторую комичность подобного сравнения? С одной стороны, почему бы и нет, - тем более, раз такую аналогию проводит сама Людмила Разумовская.
    Антигона Софокла абсолютно непоколебима в своих нравственных убеждениях. Елена Сергеевна проявляет такую же силу характера. Сцены спора, когда между противниками разворачивается нечто вроде борьбы идеологий, присутствует в обоих произведениях.

Креонт
…я хочу обречь
    Тебя на смерть, - мне большего не надо.

Антигона

Не медли же. О чем нам говорить?
        И мне в словах твоих отрады мало,
        И ничего желанного, поверь,
        Из уст моих услышать ты не можешь. 
Елена Сергеевна: Что вы можете еще сделать? Убить меня? Убейте! Я и тогда скажу, что подлость - это только подлость, а грязь - это только грязь и убийство - это только убийство.

С одной стороны, диалоги в пьесе «Дорогая  Елена Сергеевна» кажутся иногда немножко наигранными и театральными: как-то странно, когда в обычной московской квартире вдруг разворачиваются древнегреческие страсти. Но так ли уж неправдоподобна ситуация, описанная Разумовской? Я, быть может, ошибаюсь, но тенденция, подмеченная драматургом, действительно присутствует в современной жизни. «Дорогая Елена Сергеевна» - это, в некотором смысле, трагедия двадцатого века о молодых людях, которые готовы переступать через нравственные и общественные законы. Не это ли отголосок проклятия Эдипа, которое тяготеет и над нами?

«То знание, с помощью которого Эдип разгадывает загадку Сфинги и не может разгадать загадку собственной судьбы, есть знание особого рода: знание-сила, знание-власть, знание-успех, а в возможности - ослепление силой, властью, успехом» (С.С.Аверинцев «К истолкованию символики мифа об Эдипе»).

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Возможно, я не совсем понимаю... Скажите, Володя, вам-то зачем это нужно?
ВОЛОДЯ. Знаете ли, из спорта. Да, да, из чисто спортивного интереса. Я на вас загадал.
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Как загадал?
ВОЛОДЯ. Ну, если мне удастся получить у вас ключ, у меня все будет хорошо.
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Что - все?
ВОЛОДЯ. Карьера. Жизнь. Любовь.

ВОЛОДЯ. Дорогая Елена Сергеевна, вы меня плохо знаете. Я романтик. Карьера - это, конечно, замечательно. Но бывают мгновения, когда я готов пренебречь всем ради...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ради чего?
ВОЛОДЯ. Ради власти. Ради способности владеть ситуацией, чувствовать, как трепещут в твоих руках чужие судьбы. О, вы не знаете этого наслаждения - ощущать себя всемогущим!
                                       ***
«Дорогая Елена Сергеевна» не самая удачная пьеса Людмилы Разумовской. А уж о моих рассуждениях и говорить нечего. Но для меня это просто ещё один повод вспомнить о слепоте и о том зрении, которое направлено вовнутрь.

Антигона, Софокл, домашние задания 2011, Эдип, Дневник чтения

Previous post Next post
Up