Домой

Jul 29, 2016 11:43

Поездки мои бывают двух видов: одни - когда я сама себе продумала маршрут, купила билеты, нашла недорогое жилье.
А другие - вынужденные. Я обычно только за, но как, куда, когда и, главное, зачем - уже выбираю не я. В школе это были поездки по учебным олимпиадам, на работе - командировки.



Теоретически, моя работа связана с большим количеством разъездов, но дивным образом почти все они проходят мимо меня: пять раз за три года работы я съездила только в город Новокузнецк, который немногим отличается от моего родного Кемерово и даже вяло спорит с ним за статус столицы Кузбасса.

В представлении многих моих знакомых Новокузнецк почему-то больше и богаче, чем Кемерово, что вовсе не так, хотя, определенно, Новокузнецк много старше.
В Томске реакция на признание о том, что я из Кемерово (а в Томске больше половины студентов - приезжие, поэтому в порядке вещей, при знакомстве, одним из первых вопросов, после имени и рода занятий, уточнять, откуда человек приехал; как-то я заблудилась, возвращаясь от одногруппниц, и проводить меня триста метров до остановки вызвался прохожий - так и о нем я помню, что он - из Гурьевска, а имя - давно вылетело из головы), обычно такая: «А, это такой маленький городок в Кемеровской области?»

Непомерное ЧСВ Томичей, как волшебная палочка, увеличивает размеры их собственного города и уменьшает все соседние: в Томске, они считают, живет более пятисот тысяч человек, а некоторые уверены, что количество близится к миллиону, тогда как Кемерово в их представлении стоит в одном ряду с прочими городами Кемеровской области, откуда едут студенты: Юрга, Белово, Прокопьевск, Полысаево, Анжеро-Судженск, Ленинск-Кузнецкий…
На самом деле количество жителей Томска уверенно перевалило за пятьсот тысяч только в 2009 году (незначительное превышение также наблюдалось в 1889-93 гг., с максимум в 506 тысяч в 1991 году), в виду масштабной кампании по присоединению ближайших деревень и поселков к городу - точно не знаю, какие преимущества это ему дает, но какие-то есть. Кемерово же впервые достиг пятисоттысячной отметки в 1985 году, испытав небольшой провал с  1998 года по 2004. По состоянию на 2016 год население Томска превышает население Кемерово на 16 тысяч человек.

Но если я и родилась в Кузбассе, то сказать, что это - моя родина со всей глубиной того смысла, какой в это понятие вкладывают, - сложно. В современной России вообще нелегко уже найти человека, чьи бы родители и родители родителей жили на одной и той же земле, хотя бы даже в одном и том же регионе. Бабушка по отцовской линии, действительно, всю свою жизнь прожила в Кемерово, отец его - выходец с западной Украины, подтверждение чему - моя фамилия, а родители моей матери - немцы. Но в Германии они никогда не были, это - немцы Поволжья, хотя там места их проживания не совпадали и познакомились они только в Ленинске-Кузнецком, куда были выселены во времена ВОВ.

О том, что дедушка родом с предгорья Кавказа, что имелись в роду усадьбы с виноградниками - я была наслышана с детства, и потому, когда Олимпиада школьников проходила в Кисловодске, а развлекательная программа включала экскурсию в Пятигорск, всем родственникам, проживающим теперь кто в Кемерово, кто, все так же, в Ленинске-Кузнецком, я везла фигурки орла, терзающего змею - символа Кавминвод.

Потом были периодические поездки в Новокузнецк, откуда на выходные я, для разнообразия, наведывалась то в милый Междуреченск, то в унылый Прокопьевск, как вдруг мне выпала командировка в Саратов. Саратов, конечно, тот еще городок. В нем меня постоянно преследовала все разъедающая соль и запах кошачьей мочи. Но он знаменит своим трехкилометровым мостом, соединяющим его с маленьким соседом - Энгельсом, и мне захотелось на мост посмотреть не только с набережной Волги, но и проехать по нему, а также прогуляться по Энгельсу. На местных форумах и на сайтах о переездах упорно пишут, что Энгельс, хотя практически и является районом Саратова, куда приятнее для жизни и даже уровень зарплат там выше. За один прогулочный день мне это проверить не удалось, но как-то показалось, что снега в Энгельсе больше, и запомнился он мне таким белоснежным, когда неясно, где кончается берег, а где начинается Волга.

Я также знала, что в Саратове мой отец полгода учился в школе милиции - привезла ему в подарок магнитики, на выбор, и сувенирную тарелочку. Папа обрадовался.
А вот о том, что Энгельс - это родина моей бабушки, урожденной Дорн, мне рассказали уже только по возвращению. Там, на окраине, она родилась и там прошло ее детство.
В мае я ездила к ней на юбилей - ей исполнилось 90 лет. Рассказала ей про то, как мне довелось побывать в Энгельсе. Бабушка прослезилась и стала вспоминать вовсе не сам городок - а то, что на другой стороне реки, в Саратове, есть железнодорожный вокзал (как же, как же - и там я проходила), и там-то их и сажали в вагоны-теплушки только с тем, что унесли в руках и отправляли в далекий Кузбасс. Вот какое детское воспоминание было для нее самым ярким, такая память осталась о родине.
Бабушка стала сокрушаться, что вряд ли получится у нее там снова побывать - но вместе решили, что не слишком-то оно и надо.
К сожалению, это была последняя моя встреча с бабушкой - чуть больше, чем через месяц, она умерла от сердечного приступа.

Каким образом из всех городов России мне достались именно Кисловодск и Саратов, остается только гадать. Наверное, это часть той же истории, что и про хостел в Челябинске, когда провидение что-то само для себя решает, а нам остается только следовать задуманному.
Ведь если звезды зажигают…

Кавминводы, Кузбасс, Томск, Саратов, карма

Previous post Next post
Up