Новочеркасск - столица казачества

May 09, 2021 22:15

Новочеркасск - это не очень большой город около Ростова с очень интересной историей.
Он был основан 18 мая 1805 года как столица Области Войска Донского, а основателем города был сам атаман Матвей Платов. Поэтому конечно же мне захотелось в него съездить.



Вознесенский войсковой всеказачий патриарший собор
До этого столица располагалась в Черкасске (сейчас это станица Старочеркасская). Необходимость переноса столицы была вызвана многими экономическими, социально-политическими и природными обстоятельствами. Главной причиной было практически ежегодное длительное затопление Черкасска водами разливающегося весной Дона. В качестве защиты от наводнений была предпринята попытка возвести защитный земляной вал, но строительство его не завершилось из-за дороговизны и ненадёжности. Другой причиной стали частые пожары в прежней казачьей столице, построенной хаотично, без генерального плана, в огне которых выгорало до половины деревянных строений. Кроме того, к Черкасску отсутствовали надёжные сухопутные подъездные пути.



Памятник Ермаку
Планировка Новочеркасска разрабатывалась Ф. П. Деволаном - бельгийским инженером.
Город был спроектирован в лучших традициях европейских образцов градостроительства: с просторными площадями, широкими проспектами и утопающими в зелени бульварами. Деволан называл будущий Новочеркасск «маленьким Парижем» (уж не знаю, насколько они похожи). Он положил в логическую основу города площади, на каждой из которых должна была стоять церковь, а от каждой из площадей должны были радиально отходить улицы. И это именно тот случай, когда планирование не ушло далеко от реальности: даже сейчас удивительно смотреть, насколько широкие проспекты в Новочеркасске, и говорят, что в городе почти нет пробок.
Но не все шло гладко. Казаки неохотно покидали обжитые места, к тому же Новочеркасск не имел прямого выхода к Дону - который находился в целых 20 километрах от новой столицы. Вдоль нынешней окраины города протекает река Аксай - были планы углубить его, то есть, фактически предполагалось пустить Дон по другому руслу, но из-за недостатка средств этот план не был осуществлён.



Памятник Бакланову
В годы Гражданской войны Новочеркасск стал одним из центров белого движения для всех, кто не хотел смириться с захватом власти большевиками.



Собор и памятник Платову
Одним из самых известных событий в истории города стал «Новочеркасский расстрел», когда в 1962 году было жестоко подвалено массовое выступление рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и других горожан в ответ на повышение цен.



Памятник Платову в сквере им. Платова
Сейчас за Новочеркасском закреплен статус исторического и современного центра донского казачества и всемирной столицы казачества. Проживает в городе около 160 тысяч человек и по меркам не столичных городов, город не так уж мал и весьма успешен. В городе много промышленных предприятий, ВУЗов и культурных учреждений, и достаточно ощущается общее благоустройство. И конечно же много исторических мест, памятников культуры и архитектуры, храмов и скульптур.
В общем, есть зачем съездить в Новочеркасск.



Проспект Ермака
Я купила билет на том же автовокзале, откуда уезжала в Азов, причем меня удивило достаточно небольшое количество рейсов - для города в часе езды я бы ожидала автобусы каждые полчаса-час. Причем мой рейс был проходящим на Донецк. Но тайна раскрылась позже.



дворик Новочеркасска
Автовокзал Новочеркасска расположен на въезде в город со стороны трассы в аэропорт (от него до Платова остается еще 15 километров). Я сразу же купила обратный билет, и так как думала, что посмотрю все быстро, решила ехать обратно уже в час дня. Обратные билеты с интервалом примерно в час (кроме обеденного времени, где интервал два часа) есть до девяти вечера, но мне хотелось еще успеть погулять и по Ростову тоже.



Проспект Платова
В центр я поехала на маршрутке, по дороге даже заприметила красивые заводские полу-руины, которые можно было бы пофотографировать на обратном пути, если останется время.
На центральной площади со сквером имени Платова и Александровским парком я зашла в «Черную кошку» за кофе с собой, вышла на Платовский проспект, и, попивая кофе, не торопясь пошла к площади Ермака с известным и очень красивым Вознесенским войсковым патриаршим собором. В тумане он смотрелся особенно красиво, и даже современная реставрация его не портила.



Приход Успения Пресвятой Девы
А потом я открыла izi travel и обнаружила 23 точки по городу, часть из которых располагалась в относительном отдалении. И поняла, что неспешной прогулки у меня не получится :)
Обзор получился почти бегом, особенно с учетом периодических остановок для фотографий. Особенно пришлось напрячься, чтобы посмотреть Триумфальную арку, дорога от которой шла в ощутимую горку - но как такое пропустить!
Больше всего меня впечатлил Приход Успения Пресвятой Девы в готическом стиле. Но могу сказать, что весь центр (а я в итоге обошла пешком практически весь центр - но сам город намного больше) стоит того, чтобы ему выделить полный день.



Триумфальная арка
На вокзал я ехала на такси и ни о каких фотографиях заводов речи уже не шло - не опоздать бы на автобус.
И собственно, уже вернувшись в Ростов, я поняла, почему было так мало рейсов с автовокзала: в восточной части города, на проспекте Шолохова, есть Пригородный автовокзал, где и завершил рейс наш автобус.
Лучше поздно, чем никогда, но все-таки в станицу Старочеркасскую и оттуда автобусов не было.
Но это уже планы следующего дня.

Новочеркасск, Ростов-на-Дону

Previous post Next post
Up