Город Нерчинск - один из старейших городов Забайкалья. Он был известен всему миру, как торговый и промышленный центр. Сюда вслед за казаками ехали «промышленники» в основном охотники, ремесленники. В 19 веке г. Нерчинск становится и высокоразвитым культурным центром. [Spoiler (click to open)]
В второй половине 19 века Бутин решил создать в Нерчинске музыкальную школу. В качестве руководителя он пригласил чеха Маврикия Лаврентьевича Маурица (1846-1879 гг.), талантливого музыканта-кларнетиста и скрипача, который занимался концертной деятельностью в г. Иркутске. В 1871 г. Маврикий Лаврентьевич прибыл в г. Нерчинск. Сам Бутин любил музыку, хорошо играл на нескольких инструментах и даже занимался композицией.
По приезду М.Л. Маурица школа приступила к выполнению возложенных на нее задач: бесплатно обучать юношество музыке и, устраивая концерты, знакомить публику с произведениями лучших композиторов.
В школе было три класса: приготовительный, первый - младший и второй - старший (с двухгодичным обучением в каждом классе). Обучали игре на фортепиано, пению и музыкальной теории. В младшем классе было 20 учеников (скрипка - 15, флейта и кларнет - по 2, виолончель - 1) и одна ученица (альт); в старшем классе - 16 (скрипка - 4, альт флейта и валторна - по 2, кларнет - 4, виолончель и тромбон - по одному). Школа располагала хорошей нотной библиотекой. Содержание музыкальной школы взяли на себя члены отделения Русского музыкального общества, которое было открыто в г. Нерчинске в июле 1874 г. (фактически, конечно же, один Бутин, который пожертвовал всего более девяти тысяч рублей).
Мауриц М.Л. создал оркестр, составленный из служащих Бутина и учеников второго класса музыкальной школы, который давал 3 - 5 концертов в год.
Летом 1875 г. нерчинцы слушали знаменитую русскую певицу, солистку Петербургской оперы Д.М. Леонову. Артистка совершала путешествие по Сибири, направляясь через Японию вокруг света. Она с большим успехом выступала в крупнейших сибирских городах (в том числе в Иркутске, Кяхте, Чите). Ей подносили множество цветов, венков, дарили даже соболей и самородки золота. На концертах Леоновой оркестр выдержал экзамен на зрелость. В этом сказался талант его дирижера - М. Л. Маурица и преподавателей музыкальной школы - К. М. Куликовкого и И.И. Лятосковича. Оркестр играл не только вальсы и попурри из русских песен, но и устраивал большие концерты. Так, один из концертов включал увертюру к «Семирамиде» Россини, «Славянский марш» Чайковского, «Фантазию на русские марши» Шуберта, увертюру к «Эгмонту» и «Фиделию» Бетховена, «Скерцо» Глинки, «Увертюру» Зуппе, «Пляску Запорожцев» Серова и многое другое.
Среди учеников школы оказались недурные музыканты. Один из них - Наседкин - был потом дирижером военного оркестра в Хабаровске. Клорнетист Подгорбунский уехал лакеем во Владивосток, откуда юнгой кругосветно добрался до Петербурга. При поддержке добрых людей он поступил там учиться и стал затем видным столичным артистом.
Музыкальная школа в Нерчинске просуществовала только семь лет. Преждевре-менная смерть Маурица от чахотки, недостаток энергии у нового руководителя (бывшего капельмейстера иркутского оркестра Гусева И.В.) и нехватка средств привели к закрытию школы.
(Из книги Е. Петряева: Нерчинск: очерки культуры прошлого.- Чита, 2003 г.(стр.46-47)