Выборг,
фестиваль русского и финского фолка "Кукушка".
* немного поняла народную музыку. Обычно у меня это звучание (особенно русское и близкое к нему) ассоциируется с... безысходностью, тяжелым трудом, деревенской жизнью, пьянством, беспросветной женской долей и т.п. Благодаря Сергею Старостину вдруг ощутила в народной песне нечто такое, вечное.
* много обсуждали с друзьями, что такое осовремененное и аутентичное звучание фолка; живая среда (фестивали "снизу", концерты) и официальная (фестивали "сверху", административные ресурсы, речи, грамоты), каковы возможности и риски их пересечения, как официоз крепко и надолго отвращает от восприятия русской культуры. И что как хорошо, что есть музыканты, осовременивающие русский фольклор, вроде "ТЕСТО" и Старостина. О последнем, кстати, я раньше не слышала, а ведь он известен как "легенда российского фолка".
* полностью бесплатный вход и сбор на фестиваль на "Планете" - очень приятно.
* 6 часов подряд, без перерывов, музыки на сцене ДК - очень много. Хотелось антракт. Формат фестиваля предполагает, что люди отходят и подходят, формат зала ДК - что выходить означает тревожить соседей. Не сразу вообще догадалась выйти, когда устала. В подобных случаях надо будет по умолчанию садиться с краю.
* очень громкий звук. ОЧЕНЬ ГРОМКИЙ ЗВУК. Впечатление, словно аппаратуру не перестроили после выступавших вначале акустических коллективов (хоры, кантеле), когда пошло электричество. У меня никогда не было таких проблем, но в этот раз я чувствовала себя изнасилованной физически, зажимала уши, потом открывала, потом пошла слушать в дальний конец зала. И все равно - регулярно вместо удовольствия от мелодии справляться с резью в ушах. Не понимаю, почему так.
(вдобавок сразу после окончания в холле ДК заиграл какой-то музыкант с усиливающей аппаратурой, и тоже на огромной громкости. Я не преувеличиваю, если б это было чуть тише, вполне можно было б перенести. Тут я кончилась вся, и пришлось выходить и отбегать от ДК, потому что это еще и из окна неслось).
* интересно сравнивать российские и финские коллективы. Как выглядят, как держатся. Смотреть на лица немолодых женщин и думать, как они прожили свои жизни, как живут сейчас, что для них эти выступления, как они у себя дома собираются и репетируют.
хор Hytkyt, Финляндия
Рентюшки, Ленобласть
* возможности двигаться очень хотелось. В зале ДК - неловко, людям помешает и какая-нибудь охрана скажет "сядьте". Жаль. На Varttina некоторые все же танцевали в проходах, их не останавливали, но это было уже окончание.
* сильное впечатление - "Темная ночь, только пули свистят по степи..." по-фински и по-русски от Trio Gambaamo. Сразу думаешь, как воевали Россия и Финляндия, и какие отношения были у народов в древние времена, и в ХХ веке. И как оно теперь. (И какой был бы эффект, если бы немецкая группа сейчас спела советскую песню военных лет. Немыслимо, как мне кажется).
* финский хор исполняет мелодии, упоминая: "удмуртская... ингерманландская... карельская..." Много же в России финно-угорского, а редко помнится.
* видно, что иногда группы отлично умеют войти на сцену, уйти со сцены, держать контакт с залом - есть навыки. А иногда совсем нет (у народных фолковых коллективов заметно). Люблю красивые акценты, печалюсь от их отсутствия.
С интересом и нежностью послушала бы и посмотрела еще раз.
А, вот еще
интервью организаторов и
отчет Арви.