Философская библиотека для детей Тома Вартенберга

Jan 12, 2013 21:09




В предыдущих статьях, посвященных детской философской литературе, шла речь о книгах, изначально задуманных авторами для философской  работы с детьми.  Таких произведений на полках мировой детской литературы не так много.  Но порой мы не подозреваем, какое философское содержание может скрывать давно знакомая и, казалось бы,  незамысловатая детская сказка или история.  Если же присмотреться, множество произведений (адресованных даже  самым маленьким, как, к примеру, «Зеленые яйца и ветчина» Доктора Съюза, которые мы сегодня рассмотрим) предлагает проделать нам не менее серьезную философскую работу, чем специально разработанные книги. Что это значит? А то, что они дают такую пищу, которая провоцирует вопросы и позволяет выходить далеко за рамки непосредственно описанных героев и происходящего с ними. Описанные события становятся импульсом к широкому и глубокому размышлению.  Нередко преподаватели специально отбирают наиболее интересные и дискуссионные книги и разрабатывают блоки вопросов на их основе для занятий с детьми.

Подборку таких произведений с рядом философских вопросов к ним можно найти на сайте “TEACHING CHILDREN PHILOSOPHY”* (разработчик Том Вартенберг, Tom Wartenberg )
*Здесь вам будут доступны книги на английском и испанском языках.

Cайт создан, чтобы помочь взрослым проводить философские дискуссии с дошкольниками. Вопреки тому, что многие полагают обратное, малыши весьма заинтересованы в философских вопросах и способны их обсуждать.  Красиво иллюстрированные книги дают прекрасную возможность инициировать философскую беседу среди дошкольников, и этот ресурс поможет вам начать.

Книги распределены по типу затрагиваемых в них философских проблем на следующие разделы: эстетика, этика, логика, эпистемология (теория знания), экзистенциальная философия, философия языка, философия сознания, философия религии,  метафизика, культурное многообразие и социальная философия. Так, например, всем известная история Андерсена о гадком утенке попадает в категории «этика» и «культурное многообразие», а современную поветь «Шрек» Уиллиама Стейга (знакомая большинству по мультфильму) можно найти в разделах «эстетика» и «метафизика». Мало, кто сомневается в философском содержании «Маленького принца» Экзюпери, эта книга попадает в категории «метафизика» и «философия сознания».

Не так давно мы знакомили вас с произведениями изобретательного художника и писателя доктора Съюза. Посмотрим на примере его произведения для самых маленьких «Зеленые яйца и ветчина», как выглядит  руководство к философской дискуссии, предлагаемой на Teaching Children Philosophy.



Зеленые яйца и ветчина. Доктор Съюз.

Содержание

Это рассказ о том, как Сэм-я-есть старается убедить рассказчика попробовать зеленые яйца и ветчину. Большая часть книги посвящена тому, что Сэм предлагает неназванному герою варианты местоположений, где он может испытать деликатес, и существ, готовых разделить с ним трапезу. Под конец рассказчик сдается, решается отведать блюдо и, как оказывается, оно ему нравится

Руководство к философскому диалогу
Цель предлагаемых вопросов - подтолкнуть детей к размышлению о той роли, который играет опыт в формировании наших представлений . Следует осмыслить, когда нам необходимо обращаться к опыту, чтобы обосновать сво убеждения, а когда опыт не необходим, чтобы иметь некоторое убеждение или представление. Эти вопросы дают начало размышлению о том, как выносятся суждения



Предпочтения

1. Почему Рассказчик не ест зеленые яйца и ветчину?

2. Как вы думаете, попробовал бы Рассказчик зеленые яйца и ветчину, если не Сэм-я-есть, а кто-то другой предлагал ему это блюдо?

. Разумно (справедливо) ли отвергать нечто только потому, что это любит некто, кто нам не по душе?

4. Сэм-я-есть предлагает Рассказчику широкий выбор того, где и с кем можно съесть зеленые яйца и ветчину. Возможно ли, что одна и та же вещь нам нравится в определенном месте и окружении, а в других - нет? (К примеру, бывало ли так: вам действительно понравился фильм, когда вы смотрели его в кинотеатре, но посмотрев его на dvd, вы поняли, что он не так уж хорош?)

5. Справедливо ли со стороны Сэма-я-есть продолжать настаивать на том, чтобы Рассказчик попробовал блюдо? Или ему следовало бы оставить его в покой, после того как он в первый же раз сказал, что ему не нравятся зеленые яйца и ветчина?

Опыт

1. Нужно ли испытать нечто на опыте, чтобы решить, нравится оно тебе или нет?

2. Если нет: сколько раз нужно пробовать нечто? Как иногда случается, ведь что-то не нравится нам с первого раза, но потом мы можем полюбить это

3. Рассказчик утверждает, что ему не нравятся зеленые яйца и ветчина, однако,  он ни разу не пробовал их. Часто ли люди высказывают свое мнение о чем-либо, несмотря на то, что они не сталкивались с этим в своей жизни и не испытывали на опыте?
Почему мы так делаем?

4. В конце рассказа, Рассказчик  заявляет, что ему нравятся зеленые яйца и ветчина, после того, как он наконец попробовал их. Это нормально, изменить свое мнение о чем-либо?

Разум

1. Можно ли сформировать мнение относительно того, что мы никогда не пробовали?

2. Если ты что-то не пробовал, что тебе нужно, чтобы сформировать мнение об этом?

3. Достаточно ли основываться в своем мнении на том, что думают другие?

4. Суждения, которые мы выносим на основании опыта, заслуживают большего доверия, чем мнения, сформированные на основании размышления?

Кстати, у нас есть эта книга.

Материал подготовлен Авдиевой А. на основании электронного ресурса http://www.teachingchildrenphilosophy.org.

английский, это интересно..., полезные ссылки, преподавателям, лабиринты мышления

Previous post Next post
Up