Ричард Макгуайр, «Здесь»

Oct 23, 2015 21:15




«Здесь» называют комиксом, но это не совсем точное определение. На самом деле работа Ричарда Макгуайра больше похожа на графическую инсталляцию, и форму книги, я думаю, автор выбрал скорее по привычке. Если «Здесь» разобрать на отдельные страницы и развесить в галерее - эффект будет такой же сильный; а может и еще сильнее.
О замысле сам Макгуайр рассказал в одном из интервью:
«Помню, я пошёл на лекцию Арта Шпигельмана, он рассказывал об истории комиксов. Кроме прочего, он сказал, что комиксы - это как нарративные диаграммы. Я задумался о структуре комиксов. Потом пошёл домой - я тогда только переехал в новую квартиру - и стал смотреть в угол комнаты и задумался о том, кто жил в ней до меня. Мне пришло в голову сделать такой комикс, который был бы разделён на две половины, и в одной половине было бы видно, как время в комнате идёт вперёд, а в другой - назад».

В процессе работы над рисунками он усложнил и усовершенствовал изначальный замысел: действие книги происходит в одной комнате на протяжении миллионов лет, вся штука в том, что все события здесь происходят как бы одновременно. Автор монтирует, накладывает друг на друга изображения из разных эпох: вот женщина ищет книгу в 1986-м, а в 1955-м тут мальчик стоял на голове, а еще раньше тут, прямо сквозь этот самый фрагмент пространства пролетела стрела, пущенная индейцем в медведя в 1455 году. Все эти события появляются тут и там, как всплывающие окна в Windows, и вызывают у читателя/зрителя ощущение «одновременности»: обыденное становится сверхъестественным. Вот девушка лежит, читает книгу, а на заднем плане проходит динозавр - их разделяют миллионы лет, но здесь («Здесь») время сжато, сконцентрировано, и человек, держащий комикс в руках, может путешествовать из одного фрагмента времени в другой, просто разглядывая картинки. Макгуайр почти на каждой странице изобретает новый способ рассказать историю комнаты: вот он собрал на одной странице всю посуду, разбитую в этом доме в разные годы, а вот - перечисление всех ругательств и ссор, свидетелями которых стали эти стены; затем он заталкивает в комнату всех людей в карнавальных костюмах - людей из всех времен, когда либо заходивших в этот квадрат пространства.

Такая вот машина времени в твердом переплете. Инвентаризация вещей и событий, доведенная до предела.
И самое интересное здесь - это даже не сами рисунки, а то, что происходит с читателем/зрителем после: ты поневоле начинаешь оглядывать стены своей квартиры и размышлять о том, что было здесь тысячу лет назад и что будет через тысячу лет после тебя.Вот несколько страниц:








Похожие книги:
Арт Шпигельман, "Маус"
Шерман Алекси, «The Absolutely True Diary of a Part-Time Indian»
Бэнкси, «Wall and piece»
Книга-скульптура: Джонатан Сафран Фоер, «Дерево кодов» (Tree of codes)
Марк Данилевский, «House of Leaves» Марк Z. Данилевский, «The Familiar, Volume 1»
Марджан Сатрапи, "Персеполис"

рецензия, комиксы

Previous post Next post
Up