про информатизацию и компьютеризацию

Jan 31, 2012 11:24

Оригинал взят у ivan_zuenko в про информатизацию и компьютеризацию
Намедни присутствовал на очередном заседании нашей кафедры, на котором, помимо прочего, довели до сведения коллектива новые стратегические установки руководства вуза. Ежели оставить за скобками рутину и частности, эти установки можно обозначить в виде девиза: «Даешь информатизацию и компьютеризацию всего и вся!» Или, как говорит другой знакомый мне руководитель: «Больше креатива и трендов!»

Собсна говоря, руководство вуза предлагает всем преподавателям поучаствовать в создании так называемых «веб-классов», с помощью которых весь образовательный процесс можно перевести на заочно-дистанционные рельсы. Иными словами, препод готовит т.н. «учебно-методический комплекс дисциплины» по тому курсу, который он ведет (и который соответственно в свое время разрабатывал). В этот УМКД записывает все свои наработки, рекомендации и инструкции - словом, всю ту пургу, которая в педагогике обозначается емким словом «методология» - а также оцифровывает и выкладывает все (!) лекции. Помимо этого, туда же входят все подготовленные тесты и проверочные работы. После завершения этого труда «веб-класс» считается подготовленным. Пройдя какие-то, пока видимо неопределенные, бюрократические процедуры студент может выбрать изучение этой дисциплины не в аудитории, как по старинке, а самым что ни на есть прогрессивным и креативно-трендовым методом - в «веб-классе». То есть, собственно говоря, не выходя из зоны покрытия wi-fi своей любимой хипстерской кофейни. Студент читает лекции; используя средства Интернет, связывается с преподом; тот отсылает ему тесты; студент их решает, остылает обратно; препод проверяет, ведет рейтинг и так далее. Такая вот айфон-идиллия.

В качестве главного мотивационного фактора для преподавателей руководство вуза предложило материальное вознаграждение. Порядка 15 тысяч рублей за один подготовленный и «читаемый» веб-курс. Видимо, в месяц, хотя и не уверен.

Скажу сразу, идея эта была воспринята в штыки всем старшим поколением преподавателей. Оценки разнились по аргументированности и эмоциональности. От «это последний гвоздь в крышку гроба академического образования» до «меня же уволят на следующий день после того, как я оцифрую весь свой интеллектуальный продукт». Насчет второго, отчасти так и есть. По трудовому договору, который подписывают преподаватели, все, что выходит из-под их пера является собственностью ДВФУ, и автор на него никаких авторских прав (извините за тавтологию) не имеет.

Я, впрочем, далек от столь драматических оценок. И вот почему. Я честно, искренне не понимаю, что такого уж уникального и неповторимого может быть в курсе лекций гуманитарного цикла. В былые времена, возможно, да, лекции каждого преподавателя были уникальны и являлись трудом многих дней. Сейчас - в условиях наличия гугла и википедии - такая постановка вопроса кажется какой-то наивной и вообще несерьезной. Так или иначе, вся матчасть из Интернета. И мне кажется, что это уже не изменить. Возможно, дело во мне - и я так думаю от того, что мои лекции не такие творческие, как могли бы, и не содержат каких-то уникальных авторских выводов, которые никак нельзя найти в Сети или библиотеке. Возможно, дело в специфике читаемых мной курсов (я веду «Сравнительный анализ политических учений Востока и Запада», то есть «Историю политических учений», «Современную историю Азиатско-тихоокеанского региона» и спецкурсы, связанные с системой власти и управления КНР) - и все они по большей части имеют описательный характер. Задача, стоящая передо мной, как правило, предельно конкретна - втолковать инфантильным и малоэрудированным людям (коих 90% среди моих студентов), почему Кореи две, почему мы ссоримся с японцами из Курилов, и что такое Госсовет КНР, а что такое Всекитайское собрание народных представителей, и почему их, едрид-Мадрид, нельзя путать. Задача максимум - заинтересовать их и научить получать информацию, анализировать ее и делать выводы самостоятельно. Но (!) во всех случаях я опираюсь на фактуру, которая не является никакой не государственной тайной и найти которую может любой более-менее образованный человек. Я могу выложить тезисы всех своих лекций, но я более, чем уверен, что читать их так как я их все равно никто не сможет. Сможет хуже или лучше, но все равно по-другому. Потому что такие вещи, как личный контакт, харизма, подача, умение держать аудиторию и так далее (словом то, что и составляет публичную лекцию) оцифровать не получится. Во всяком случае, пока ))

…Так что не понял я той волны возмущения, которая охватила моих старших коллег (они же учителя, кстати говоря). Попахивает это все или махровым консерватизмом, или непониманием того, насколько сильно изменился мир и сама ценность информации в условиях тотального доступа к ней. Где-то в глубине моего подсознания носятся мысленки о том, как можно (и нужно) переделать весь образовательный процесс, чтобы совместить в нем и онлайн доступ к любой фактической информации, и живое общение учителя с учениками, и интеррактив, и еще многое что. Но пока не хватает ума все это сформулировать. Что касается веб-классов, я, возможно, и занялся бы ими, так как ничего плохого в самой инициативе не вижу, но не раньше, чем все сопутствующее устаканится и прояснится. Впрочем и тогда, боюсь, не будет на это ни времени, ни особого желания…

Что касается второй «инициативы» наших креативных и трендовых властей, то здесь все куда прозаичнее. Руководство настоятельно рекомендует каждой структурной единице университета в рамках своих разделов на сайте ДВФУ создать подразделы для каждого преподавателя с указанием его анкетных данных, контактной информации и всего остального, типа фотографии, списка публикации и т.д. Кто на что горазд, в общем. Очередной шажок в сторону информационной открытости и вседоступности. Опять же, ничего плохого в этом имхо нет, если бы не подавалось это все под соусом «не хотите делать вы - будут делать другие».

Любопытно, что помимо общедоступной информации на страничке каждого преподавателя, будет и некий «Личный кабинет», в который каждый сотрудник обязан будет вносить все свои достижения (типа участия в конференциях и публикаций) и доступ к которому будут иметь только работники многочисленных бюрократических и контролирующих структур в рамках Федерального монстра.

ЗЫ. Интересно, какова будет редакция кого-нить из руководства вуза, если он натолкнется на этот пост. А) Уволят к чертовой матери? Б) Учтут конструктивную критику и сделают вывод о настроениях среди коллектива? В) Обяжут каждого препода в обязательном порядке вести свой блог? )) Последнее, наверное, было бы страшнее всего.
Previous post Next post
Up